1 апреля на Финляндском вокзале Санкт-Петербурга стреляли в памятник В.И. Ленину. Гранатометный выстрел разворотил скульптуру почти посередине, вялые поиски «шутников» не принесли успеха. По телевидению, поразмышляв о том, что в прежние времена стрелявший непременно был бы найден и получил бы высшую меру, вскоре потеряли интерес к этой теме. Железяка ведь – не больно! Вот такие апрельские тезисы. И кто бы мог подумать, что после Фани Каплан найдется еще один сумасшедший, который будет стрелять в Ильича. И добро бы из вальтера или маузера, и добро бы в шею или голову, а то... Ну что ж, легко быть смелым, когда не страшно. Вряд ли этот выстрел будет иметь такое же эхо, как прогремевший на заводе Михельсона, но, думаю, что поразмышлять по этому поводу не мешало бы. Один мудрый дагестанский поэт предупреждал: «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки». А тут в прошлое, да сразу почти из пушки. Чего ждать от будущего?! Но не пугайтесь, я не буду фантазировать, хочу поговорить о настоящем.
Еще в те оптимистические времена, когда на слуху было обещание Никиты Сергеевича воздвигнуть здание коммунизма лет эдак через двадцать, Андрей Вознесенский в одном из своих стихотворений писал: «Уберите Ленина с денег». Не буду уточнять, почему поэт требовал таких действий, отмечу только, что его мечта после распада Советского Союза осуществилась, и Владимир Ильич исчез с червонцев, а заодно и с книжных полок, и с орденов. Хотя справедливости ради надо отметить, что и червонец нынче без ленинского размаха превратился в бумажку лишь первой необходимости. Да и само пребывание Ильича в мавзолее утратило былую коммунистическую сакральность. Теперь положение у него, как говорится, хуже губернаторского. Нечто среднее между музейным экспонатом и объектом медицинских экспериментов. Правда, по стране и там, и здесь топорщится Ильич в скульптурном исполнении, без усердия очищенный от пыли десятилетий в столицах и областных центрах, и замызганный в деревнях, ставший памятником неухоженной старости наших пенсионеров. Не будем распространяться о художественной, исторической и прочей значимости монумента, оценщики найдутся и без нас, распишут и в фунтах, и в долларах, и в чем хотите, да и еще поправку на кризис сделают. Хочется поразмышлять о том, что же могло подтолкнуть лихих ребят к этому акту вандализма. Так ли все случайно и нелепо, как может показаться на первый взгляд?
Наши доблестные органы, конечно, отловят какого-нибудь гражданина «с прибабахом» и с чувством выполненного долга объявят его тем самым злодеем. Я нисколько не сомневаюсь, что рано или поздно так и произойдет, а потому детективная сторона этой оптимистической трагедии меня не интересует. Теперь самое время задуматься над превратностями судьбы. Ульянова прежде здесь встречали как героя, увековечили (как казалось) в бронзе, потом провозгласили антигероем, и вот этот выстрел. Может быть, стрелявший – новый герой? В общем, все как всегда: сначала метят в герои, затем – в героя, и в результате вся страна попадает впросак. Кто же он, герой нашего времени? Любая попытка найти ответ на этот вопрос в России обречена, особенно теперь. Нам были нужны то разрушители, то строители, то любители вздремнуть, то алчущие объединения и согласия. Мы всегда щеголяли вопросами: кто виноват? когда же у нас народятся люди? Всегда ждали чуда и никогда не соглашались с довольно банальной мыслью, что чудес не бывает. Неужели герой современности (тот самый, который народился теперь) – это тот, кто достиг земных благ и пропиарил себе известность. Неужели героичность и успешность стали синонимами?
Тот факт, что в нашем обществе подспудно растет недовольство сложившимся состоянием вещей, я полагаю, ни у кого не вызывает сомнения. Причин пруд пруди: это растущая безработица, низкие зарплаты, скудные пенсии, дорогие продукты и лекарства, невостребованность молодежи на рынке труда, невозможность для вступающих в жизнь приобрести квартиру, кабальные условия ипотеки и многое, многое другое. А главное – туманные перспективы. В такой ситуации финансовый кризис не может долго являться оправданием для правительства. Он будет лишь способствовать усилению ощущения безысходности и рано или поздно подтолкнет молодежь к активному протесту. А формы выражения своего несогласия с экономической и социальной политикой бывают разные. Конечно, можно говорить с телевизионного экрана правильные вещи, осанисто держаться на международных переговорах, демонстрировать свою компетентность в проблемах, волнующих народ, но этого мало. Нужны конкретные зримые дела. Наступает момент, когда кивание на упущение прежних правительств и правителей уже бесперспективно и может лишь усугубить отчуждение народа от власти. В такой момент особенно важно знать, кто же возьмет на себя право стать в авангарде, и за кем пойдут. Лидеры популярных в нашей стране партий заметно постарели, повыговаривались и способны разве что забавлять молодежь. Это может быть и не плохо в спокойное время, но не в эпоху перемен. Современный истеблишмент не в состоянии выделить из своей среды лидера, ибо формирование кадров в его рядах проходило тогда, когда была потребность в людях, готовых пойти на дерзкие экономические и юридические риски, когда значимость человека едва ли не была идентична размерам его кошелька, когда финансовое благосостояние гражданина приравнивалось к его месту в обществе. Увы! За такими молодежь не пойдет, разве только в том случае, если они окажутся темной ночью без охраны. Тот факт, что ни лихие 90-е, ни годы первого десятилетия XXI века не выдвинули харизматичного лидера, заставляет задуматься над тем, а кто же нужен России. Все хотят, конечно, Петра Великого, который построит дома и дороги, напишет законы и заставит жить и работать по справедливости, но где его взять? Прошедший гоголевский юбилей еще раз напомнил нам, что в нравственном плане мы находимся на дороге в никуда, что путь духовного воскресения не для нас, мечтающих о благах и удовольствиях, а не спешащих творить добро. Идеи Гоголя способны понять многие, но, господи, как далеко то время, когда души россиян начнут оттаивать и оживать. Как просто жить по-ленински или по-капиталистически, стреляя ему в спину, как просто не думать о вечных ценностях, а лишь о себе любимом. Но куда мы придем?! Мы по-прежнему мечтаем быть богатыми, красивыми и сильными и плетемся за золотым тельцом, в глубине души сознавая, что это скотство.
Нет худа без добра, возможно, мировой финансовый кризис поможет определить, кто же нужен России. Но не надо обольщаться. Когда волны улягутся, и слово «кризис» начнет отдавать архаиченкой, понадобятся совсем иные герои. Уж такая мы страна, все время героически преодолевающая трудности. Слава богу, пока мы жестко не делим людей на своих и чужих, и власть имущие могут продолжать заботиться о собственном благе. Но если гром грянет, а мужики будут так же фальшиво креститься, как партийные лидеры на Пасху, быть беде. Придут те, кого не ждали, но дождались. Что принесут они России?!
Выстрел в памятник Ленину заставил еще раз задуматься о перспективах, которые ждут (или подстерегают) наше общество. Напряженность не спадает, хочется решений верных и быстрых. Куда и кем будет направлена энергия отрицания, накопившееся в нашем обществе? Где прозвучит следующий выстрел? Или, может, у нас достанет благоразумия прекратить пальбу?
Михаил Скибин,
главный редактор