9 мая '09
№25 В ФОКУСЕ: Конвергенция для бизнеса - опыт «Билайна»
- Юлия, конвергентные услуги сейчас на слуху у тех, кто имеет отношение к телекоммуникационной отрасли. Пожалуйста, скажите, насколько они могут быть востребованы в условиях мирового финансового кризиса?
- В современных экономических условиях достаточно сложно заниматься прогнозированием, в том числе строить перспективы развития конвергентных решений, которые предполагают как удобство и комфорт, так и оптимизацию затрат на использование корпоративной связи. Тем не менее, становится очевидно, что наибольшее значение приобретают те инструменты, которые позволяют компаниям оптимизировать расходы. Именно они могут стать драйверами спроса. Поэтому, если ценовые условия участников рынка и технология конвергентного решения позволят клиенту оптимизировать затраты, и будут способствовать решению текущих бизнес-задач, то спрос на эти продукты появится как минимум у текущих клиентов. Удобство и комфорт от использования конвергенции отойдут на задний план, «до лучших времен» или будут востребованы в незначительной степени, а вопрос оптимизации затрат, наоборот, станет основным при принятии решения о подключении к услуге.
- И все-таки не решимся отказать себе в удовольствии построить прогноз. Каким же будет спрос на конвергентные услуги в ближайшие 2-3 года?
В ближайшие 2-3 года спрос будет зависеть напрямую от экономической ситуации в стране, сейчас нет четкого понимания глубины кризиса и сроков начала стабилизации и развития экономики. На текущий момент основными потребителями наших конвергентных услуг являются компании крупного и среднего бизнеса, у которых есть внутренняя корпоративная сеть, построенная на базе учережденческой АТС (PBX) и другого недешевого оборудования. После преодоления кризиса, основные игроки, скорее всего, перейдут к разработкам и продвижению решений для для массового рынка и небольших компаний, которым неинтересно или нецелесообразно тратиться на дорогостоящее оборудование и нести затраты, необходимые для запуска услуг.
- Нам кажется, что сейчас потенциальных клиентов может интересовать вопрос о том, какие преимущества дают конвергентные услуги для бизнеса?
- На текущий момент у нас существует несколько конвергентных продуктов. В зависимости от продукта клиент получает: удобство и комфорт, доступ в корпоративную сеть – это может быть голосовая сеть, или сеть передачи данных (доступ к корпоративным базам данных компании) независимо от места нахождения и определенную оптимизацию по затратам.
Давайте рассмотрим услугу FMC. Впервые в России она была запущена в 2001 году, а в 2008 году, после объедения «Вымпелкома» с «Голдентелекомом» получила новый виток в развитии. Создаваемые нами решения дают возможность дозвониться с мобильного телефона в офис на внутренний (короткий) номер, соответствующий сотруднику, у которого нет прямого городского номера или корпоративного мобильного телефона (а личный он не сообщает). Это означает, что вам не нужно дозваниваться до какого-то единого телефона, прослушивать приветствие и предложение переключиться на требуемый внутренний короткий номер, затем вспоминать его или искать в записной книжке и снова нажимать кнопки. Либо проделывать то же самое с помощью секретаря, который к тому же может быть занят другими делами во время вашего звонка. Услуга FMC позволяет направлять вызов напрямую на короткий внутренний номер с помощью однокнопочного префикса. Кроме того, короткие номера ваших коллег, можно заносить в память телефона, избавляясь от необходимости запоминать их, сокращая время на набор.
- Не менее актуальный вопрос - услуга FMC позволяет сэкономить средства?
- Представьте себя на переговорах. Вам нужно срочно уточнить у сотрудника, находящегося в офисе, одну маленькую деталь. Без FMC вы дозваниваетесь на единый номер, затем делаете донабор внутреннего номера сотрудника (или просите сделать это секретаря на ресепшн). При этом нужного Вам сотрудника нет на рабочем месте. Единственная возможность дозвониться до него - внутренний номер. При «холостых» вызовах ваши звонки тарифицируются, так как происходит «ответ» автоответчика или секретаря. Каждый вызов - это стоимость одной минуты. Таких «холостых» попыток дозвониться может быть сколько угодно. Умножаем эти попытки на ~2* рубля и на 20 рабочих дней. Арифметика расходов не в пользу клиента. С FMC вы дозваниваетесь напрямую, не чувствуете раздражения от необходимости постоянно прослушивать привествие автоответчика, если внутренний номер не отвечает. С FMC тарификации «холостых» звонков не происходит. Помимо этого услуга предполагает специальные тарифы на звонки по коротким внутренним номерам и по МГ/МН-вызовам. Оптимизация затрат также достигается за счет сокращения времени дозвона на внутренние телефоны сотрудников и специальных ценовых предложений.
Таким образом, экономия может достигать 30% на одной активной SIM-карте.
- Хорошо, допустим оптимизация затрат и удобство от использования услуги действительно есть, но ведь и компания должна соответствовать каким-то критериям, чтобы ей было интересно данное предложение. Кому (каким компаниям) наиболее выгодны конвергентные услуги?
- Все зависит от конкретной услуги. Мы пришли к выводу, что услуга FMC в текущей реализации актуальна для компаний, у которых низкое проникновение корпоративной сотовой связи и небольшое количество (не у всех сотрудников), прямых городских номеров. Есть достаточно большой сегмент клиентов, у которых проникновение прямых и сотовых телефонов составляет порядка 20%. Для них такая услуга будет выгодна и удобна.
Если говорить о передаче данных, в портфеле услуг нашей компании существует «Мобильный VPN» (Корпоративный GPRS доступ). Эта услуга востребована крупным и средним бизнесом для получения оперативного защищенного доступа к корпоративным ресурсам с ноутбуков, КПК, банкоматов, платежных терминалов и т.п. Высокая степень защиты соединения в этой услуге отвечает жестким требованиям компаний к информационной безопасности. Везде, где есть наш филиал фиксированной связи, такие услуги предоставляются.
Есть и другие решения, ориентированные на малый бизнес. Например, предложение по «последней миле», которое у нас называется «Офис за 5 минут». По сути, это 3G-роутер, в который вставлена SIM-карта. К нему можно подключить обычный телефон и несколько компьютеров для выхода в Интернет. Фактически это мобильное решение для подключения офисного телефона и компьютеров к Интернету с помощью 3G-роутера, которое позволяет легко организовать связь в мини-офисах. Устройство сразу готово к работе и не требует специальных настроек и знаний. Услуга не зависит от наличия проводной связи в офисном здании. Это очень удобно для офисов с небольшим количеством рабочих мест, например, для туристических агентств, юридических фирм, передвижных офисов, сети магазинов, сети поликлиник и так далее. В этом случае клиент экономит на прокладке кабеля, на оплате за подключение и за перенос телефона на другой адрес в случае переезда офиса. В нашем случае можно просто взять роутер с собой и перевезти его в другой офис. Тарифы на Интернет сравнимы с предложениями фиксированных операторов связи. А на услуги голосовой связи тарифы ниже на 30-50% чем тарифы на обычную мобильную связь.
- Какова география предоставления конвергентных услуг?
Доступность услуг зависит от наличия конкретного вида нашей сети связи (фиксированной и/или мобильной) в конкретном регионе. Если говорить о Мобильном VPN (Корпоративный GPRS доступ) и услуге FMC, это в основных крупных городах России. Причем дозваниваться по коротким внутренним номерам можно находясь в российском роуминге, где есть сеть «Билайн». «Офис за 5 минут» сейчас доступен во всех городах, где есть действующая 3G сеть, и число таких городов увеличивается, несмотря на кризис.
- Если все так хорошо, то почему конвергентных предложений на рынке сейчас очень мало? Может быть, есть какие-то проблемы, которые стоят на пути развития FMC-услуг в России? Как их решает «Билайн»? И, в заключении, несколько слов о том, как Вы видите будущее рынка конвергенции в России?
- Значительный барьером к развитию таких услуг является отсутствие не только законодательной базы, но даже рекомендаций Междунароного союза электорсвязи (МСЭ), то есть контуры конвергенции нигде не очерчены. Операторы связи понимают это по-своему. Можно представить, как сложно потенциальным клиентам разобраться в конвергенции и ее преимуществах.
Наш опыт развития услуг показывает, что при предоставлении FMC-услуг эффективнее работать с клиентом от лица интегрированного оператора. Но пока на рынке таковым является лишь группа компаний «Вымпелком».
Учитывая тенденцию к интегрированию между фиксированными и мобильными операторами, можно сказать, что на рынке будут появляться новые конвергентные решения как для бизнес-сегмента, так и для массового рынка. Ну а какие это будут решения, нам подскажет сам рынок. Будет потребность - будут предложения. Сейчас Россия находится в самом начале этого пути - на стадии осмысления потребностей клиентов и изучения возможностей реализации.