Вот и еще один небедный человек поселился в Лондоне. Не испытывая к нему ни симпатий, ни антипатий, я не устаю задавать себе один и тот же вопрос: как вести бизнес в России? Как вести большой бизнес, чтобы не оказаться в положении господина Чичваркина. Удается же некоторым выбиться в Абрамовичи и, похаживая по тому же самому Лондону, вершить свое правление на другом конце Евразии, да и в Москве считать деньги, не вздрагивая. А ведь и у него могла случиться история с какой-нибудь чукотской девушкой, насильно удерживаемой в чу́ме…
Эта история, если измерять временны́ми критериями современного бизнеса, зародилась в далеком 2003 году в долларовой капусте серьезных финансовых интересов. Ни вяло пишущие на эту тему журналисты, ни лениво читающая публика не проявили к ней живого интереса. Оно и понятно: прошлое дело темно, настоящее – закамуфлировано исповедующими свои интересы прокурорами и адвокатами, а грядущее как всегда неведомо. Впрочем, чем бы ни завершилась эта история, останется впечатление, что подобное уже происходило. Сценарий до боли знаком, а иные актеры и декорации - еще не повод для особого интереса. Наши искушенные современники знают, что события, начинающиеся трагически, могут закончиться комедией. А уж там, где деньги, детективный антураж обеспечен.
Помните бородатый анекдот эпохи развитого социализма о том, как передовик производства, впервые попавший за границу и не имевший, по понятным причинам, представлений о группе ВИА-Гра и о многом другом, глядя на капиталистическое небо, сообщает по телефону жене: «Ты представляешь, в Лондоне смог!», на что супруга не без обиды ответила: «Эх ты, в Лондоне смог, а в Москве не можешь!». Уж не знаю, какие у вас вызвал ассоциации этот анекдот, а я подумал о Евгении Чичваркине. Вот уж действительно кто в Москве не смог, а в Лондоне готов ко всему. И зачем только Герцен протоптал туда дорогу?! Да еще начал стальным пером колотить в свой «Колокол». Давно замечено, что если в нашем отечестве кто-то бежит, а за ним гонятся, то публика начинает сочувствовать убегающему. А в данном случае не только сочувствовать, но и завидовать, ибо улизнул он не с пустыми руками. «Евросеть» наверняка успела притащить одному из своих бывших руководителей золотую рыбку, легко конвертируемую в британские фунты. История сама по себе мутная, как и вода, где хорошо рыбку ловить.
Скупые факты говорят о том, что кашу, которую до сих пор не без выгоды для себя пытаются расхлебывать работники правоохранительных органов, заварили в 2003 году, когда по заявлению представителей «Евросети» в отношении Андрея Власкина, экспедитора компании, в Южном округе было возбуждено уголовное дело. Власкин обвинялся в хищении телефонов на 20 млн рублей. Некоторое время спустя расследование было прекращено, так как по заявлению службы безопасности «Евросети» инцидент был исчерпан. Однако, как вы догадываетесь, хеппи-энда не получилось. Ох, не даром говорят, что русский мужик задним умом крепок. Несколько лет спустя «догадливые» все-таки обратились в Басманный суд Москвы, который и вынес в конце января 2009 года постановление об аресте Евгения Чичваркина. Досужим людям вспомнился уголовный колорит былой истории. Оказалось, что господина Власкина, прежде чем он пошел на попятную, душили и избивали на съемной квартире. Но недаром Андрей с греческого переводится как «мужественный». 25 января 2004 года он совершил побег - то ли ему мученица Татьяна помогла, то ли охранники слишком душевно отметили День студента. Однако над этим судьи не стали особо голову ломать, а посчитали, что Чичваркин, будучи совладельцем «Евросети», был «выгодоприобретателем от действий преступной группы». А раз так, то, наверное, хорошо бы его запереть, как говорится, до выяснения. Однако тут, как бывает только в сказках и плохих детективах, Чичваркин исчез. Ищи-свищи теперь его. Но ни искать, ни свистать особо не стали. Злые языки говорят, что виной всему вред, исходящий от мобильных телефонов. Будто бы высокопоставленные сотрудники МВД были причастны к изъятию (пропаже и продаже) телефонов Motorola на $19 млн в 2006 году. А Чичваркину, по всей видимости, это не очень понравилось. Что здесь правда, что ложь, мы можем только догадываться. Как у Пушкина: «сказка ложь, да в ней намек…». Вот и нам в данном случае важны намеки, а уж к правде пусть прицениваются те, у кого куры денег не клюют. Нам же как-то грустно стало за нашу Фемиду. Такое впечатление, будто ей кто-то в повязке на глазах золотой монетой дырочку протер, хотя, может быть, и показалось. По большому счету, для среднего россиянина и неважно, что там было на самом деле: скоробчила ли милиция телефоны или они сами потерялись, удерживаемый Власкин был схвачен за дело или попал под раздачу. Суровый процесс, разыгрываемый в Басманном суде, получается каким-то незрелищным, неубедительным, без выдумки, «с аргентинчинкой». Разве что не хватает у судей возгласов типа «Святой Януарий!» и рыдающих зрителей в суде.
Так как же не наступить на грабли Ходорковского? Как угадать, чтобы не угодить? От чего и от кого зависит успех в стране, которая так непросто относится к своим аборигенам? Конечно, где-то в глубине души нет-нет да и шевельнется догадка, но это только догадка…
Михаил Скибин,
главный редактор
P.S.
Недавно стало известно, что няня детей Чичваркина, пробирающаяся в Хитроу через препоны таможни, оставила «с носом» (если быть точным, Жанны Агузаровой) правоохранительные органы. У нее изъяли платиновые карты, деньги и флэшку с песнями Агузаровой, зато любезно позволили взять селедку и гречку. Вот такой натюрморт в стиле Петрова-Водкина доставлен Чичваркину с Родины. И не сомневаемся, что ему только и останется с горя процитировать Пушкина: «Здравствуй, няня, где же кружка?» И ахнуть до дна. Конечно же за наши… правоохранительные органы (эпитеты опускаем).