8 марта '09

№23 Фитнесс для компаний


Маргарита Зобнина

НИУ-ВШЭ, доцент



 

Хотя телекоммуникационная отрасль от финансового кризиса пострадала меньше других, компании отрасли среагировали мгновенно, существенно умерив аппетиты и затянув пояса. Экономят на всем, и не в последнюю очередь – на кадрах. Первым делом сокращения персонала касаются кажущихся некритичными для бизнеса подразделений - управляющих компаний, колл-центров, отделов HR и маркетинга, но и «технари», на которых спрос обычно высок, все чаще вынуждены писать заявления об уходе. Мы попытались разобраться, какие телекоммуникационные специалисты нынче в почете, и как кризис сказался на трудовом климате отрасли.

О сокращениях персонала ведущие мировые лидеры телекоммуникационного рынка начали рапортовать еще в начале прошлого года, когда в российских телекомах кризис ощущался не так явственно. Дальше – больше: с ухудшением ситуации на мировых рынках все больше корпораций сворачивали производство. Например, финская Nokia, которая по данным IDC контролирует 39,1% рынка сотовых телефонов, сокращает объем выпуска мобильных устройств на 10% по сравнению с прошлым годом. Производство будет сокращено на заводе в финском городе Сало, штат которого составляет 2500 человек, и треть сотрудников уйдет во временный отпуск. Исследовательское подразделение Nokia в г. Йювяскюля, где трудятся 320 человек, тоже будет закрыто.
Кардинально пересматривать кадровую политику приходится, в первую очередь, крупным предприятиям с большим штатом – к примеру, поставщикам решений для строительства операторских сетей, у которых региональные представительства и производственные мощности разбросаны территориально. Заметное сокращение штата ожидает американскую корпорацию Sun Microsystems, которая намерена в течение года рассчитать около 6 тысяч сотрудников (а это 18% персонала). К осени 2009 года производитель телекоммуникационного оборудования Nokia Siemens Networks планирует закрыть один из заводов в Мюнхене, в результате без работы останутся 500 человек. Компания Nortel уже попрощалась с начала прошлого года с 1,3 тыс. человек. Крупнейший британский оператор British Telecom в ходе снижения численности подрядчиков, субподрядчиков, консультантов и зарубежных сотрудников намерен сократить примерно 10 тыс. рабочих мест (около 6% штата компании). Волна сокращения штатов затронула и крупных игроков в секторе Интернета: интернет-аукцион eBay собирается сэкономить около $150 млн на сокращении персонала, уволив, по предварительной оценке, 1 тыс. штатных и несколько сотен временных работников.
Российские связисты не заставили себя долго ждать и последовали примеру западных коллег. Операторы и игроки IT-рынка как один начали секвестировать бюджеты, пересматривать стратегии и менять планы, чтобы с наименьшими потерями прожить самый напряженный период кризиса – первое полугодие 2009 года. В числе первоочередных мер – снижение операционных расходов, причем в первую очередь за счет сокращения персонала в некритичных для бизнеса подразделениях и департаментах, а также за счет урезания заработных плат и премий. Об увольнениях и бессрочных отпусках слышно почти из каждой российской компании, начиная с крупнейших федеральных игроков и заканчивая мелкими региональными провайдерами. ОАО «Мобильные Телеcистемы» (МТС), к примеру, одним из первых заявило, что сокращение расходов коснется, в первую очередь, кадров. «Мы занимаемся оптимизацией и сокращением затрат, которые не являются убыточными для бизнеса, - говорил президент МТС Михаил Шамолин в конце 2008 г. – Это затраты, в первую очередь, на управление и администрирование». МТС ограничивают найм персонала и рост заработных плат, сокращают административно-хозяйственные расходы, затраты на участие в конференциях и внешних обучающих программах, а также на рекламу.
Не отстает от МТС и «Вымпелком». У этого оператора среди конкурентов – МТС и «Мегафона» – самый большой размер долга (около $8 млрд), так что в условиях кризиса ему пришлось затянуть пояс туже всех. Правда, увольнений эта компания не планирует – оператор просто заморозил набор новых сотрудников, как заявлял генеральный директор ОАО «Вымпелком» Александр Изосимов.
На кадровый климат напрямую влияет отказ от новых проектов. К примеру, заморозил оператор строительство сети – и кабельщики-спайщики пишут заявления об уходе. В холдинге «ЭР-Телеком» произошло именно так: с 1 января 2009 г. он приостановил региональную экспансию, и специалисты, которые занимались монтажом сетей, больше в компании не работают. «Мы гораздо комфортнее себя ощущаем с остатками на счетах, чем со стартапами и инвестиционными обязательствами», - поясняет генеральный директор «ЭР-Телеком» Андрей Семериков.
Тем не менее, по мнению заместителя министра связи и массовых коммуникаций Наума Мардера, в условиях кризиса технические специалисты пострадали меньше остальных. «Финансиста или маркетолога можно купить на рынке достаточно дешево, а вот кабельщика-спайщика – нет», - отметил он в ходе конференции «Телекоммуникационная отрасль в условиях мирового финансового кризиса». Грамотному «технарю» найти работу будет несложно даже в кризис, соглашается директор по маркетингу спутникового оператора «РуСат» Светлана Шабалина. «Кадровый кризис в телекоме начался задолго до общемирового финансового кризиса - найти грамотного технического специалиста было практически невозможно. Единственный способ – переманить у конкурента на более высокую зарплату или привлекательный социальный пакет. Я не думаю, что сейчас, в целях экономии, компании начнут сокращать «технарей», - рассуждает она. - Вполне возможно, будут сокращены вспомогательные службы, например, рекламные отделы». Такой точки зрения, очевидно, придерживаются в компании Effortel, которая законсервировала строительство целого ряда региональных сетей, но обошлась без увольнений «технарей» – фактически там остался работать только технический персонал для поддержки уже существующих клиентов.
Как и в других отраслях, в телекоме наивысшую ценность представляют специалисты и менеджеры с широким набором навыков – то есть те, кому проще всего обосновать свою необходимость компании, в том числе и «взятием» на себя функций других сотрудников, а, возможно, и целых подразделений. Заместитель генерального директора сервис-провайдера itWorks Иван Сухоруков говорит, что в сфере IT, например, уже отказываются от обаятельных «фильтрующих» девочек на первой линии звонковой службы, которым на смену приходят адекватные в общении IT-специалисты.
К слову, именно IT-специалисты ощутили влияние кризиса одними из первых. Результаты опроса 25 крупнейших российских IT-компаний, которые опубликовало в начале февраля Министерство связи и массовых коммуникаций, выявили, что 44% опрошенных сократили персонал в IV квартале 2008 г. Из них 20% уволили 10-20% сотрудников, а 24% - менее чем 10%. Оставшимся сотрудникам урезали зарплаты 38% опрошенных: 21% - на 10-20%, еще 17% - менее чем на 10%. Эксперты динамике не удивляются: в IT-бизнесе, по разным оценкам, зарплата сотрудникам занимает 50-70% всех издержек. «Самая большая статья расходов системного интегратора – это персонал, - констатирует генеральный директор группы «Рамэк» Сергей Белевицкий. - Поэтому очевидным шагом кажется ревизия штата. Но тут стоит задуматься о том, что люди – это одновременно и главный капитал сервисной IT-компании. Достаточно вспомнить, что в последние пару лет каждый системный интегратор сетовал на кадровый голод и неравный бой, который вели кадровики с открытыми вакансиями». Так что, сокращая штат, нужно знать меру, - через два-три года компания может оказаться все в той же кадровой яме, резюмирует Белевицкий.
Теперь компании забыли, что такое кадровый голод - на рынке установился очевидный диктат работодателя. Достаточно взглянуть на хэдхантерские сайты, чтобы убедиться: десятки, сотни телекоммуникационных маркетологов и HR-менеджеров ведут активные поиски работы. Компании консервируют образовательные программы, тренинги (которыми в основном и занимались HR-отделы) и считают, что им не нужны собственные рыночные исследования – то есть, сокращают вложения в исследования рынка.
Как и в большинстве других отраслей, в телекоме за последние месяцы снизились заработные платы. «По нашей информации, предлагаемые работодателями заработные платы сократились на 30-50% по сравнению с уровнем средины прошлого года, - констатирует аналитик ИК «Финам» Татьяна Менькова. - Правда, это касается новых сотрудников, у которых не так много альтернатив – оставаться на рынке труда или соглашаться на весьма умеренное по еще недавним меркам вознаграждение». По данным «Финама», уровень зарплат старых сотрудников, как правило, не сокращается либо подвергается умеренному сокращению – на 10-15%. «Гораздо заметней сократились бонусы и премии, в некоторых компаниях – в два раза», - отметила Менькова. «Премии сокращены или отменены у 21% телекоммуникационных компаний, при этом штатная численность уменьшилась у 29% компаний», - добавила менеджер проектов московского офиса Pynes&Moerner Ольга Дементьева.
По словам Дементьевой, зарплатные ожидания в телекоме падают в среднем на 30% – то есть кандидат, переходя с одного места на другое, уже не ждет бонуса за смену работы и переходит на те же деньги. «Окладную часть с августа увеличили 43% компаний, это были плановые увеличения», - отмечает она. Среди основных тенденций в кадровой политике крупных телекоммуникационных компаний Ольга Дементьева отмечает слияния департаментов, которые могли дублировать друг друга. «Нередко сотрудникам предлагают выйти за штат. Покидают должности некоторые экспаты – как правило, это дорогостоящие сотрудники, которые были наняты для оптимизации бизнеса и уже успели передать свой опыт другим менеджерам. К тому моменту, как дорогие экспаты выполнили свои функции, нет смысла содержать их в период кризиса», - резюмирует она.
Хэдхантеры отмечают, что даже в кризис многое решает удельный вес самого специалиста: иному работнику начальство не осмелится урезать зарплату, опасаясь человека потерять. «Руководители захотят сэкономить, урезав заработную плату сотрудникам, однако подобного рода экономия может привести к печальным последствиям, - признает Светлана Шабалина из «РуСата». - Поэтому, скорее всего, в среднем уровень зарплаты останется прежним, повышение начнется только после стабилизации экономической обстановки». Тем не менее, чем-то пожертвовать придется, и скорей всего, это будет социальный пакет, добавляет Шабалина – руководство компании вполне может сократить его содержание. «Социальные программы традиционно были весьма умеренными, так что они, по нашим данным, остались на прежнем уровне», - возражает Татьяна Менькова. Pynes&Moerner, впрочем, прогнозирует сокращение соцпакета в телекоммуникационных компаниях в I квартале 2009 г. на уровне 29%.
Несмотря на кризис, многим компаниям удается сохранять и количество рабочих мест, и зарплату. Ведущий специалист по маркетинговым коммуникациям ОАО «Старт- телеком» Анна Мозолева заверяет, что в ее компании не произошло кардинальных изменений. «Нет и не планируется массовых увольнений, уровень заработной платы сотрудников остался на прежнем уровне. Такая важная составляющая соцпакета, как добровольная медстраховка, была не просто сохранена, а даже расширена», - рапортует она. Все же некоторые аппетиты сотрудников «Старт-телеком» пришлось умерить - к примеру, были сокращены затраты на обучение и на подарки сотрудникам к праздникам. Не будет сокращений персонала и в группе компаний «Синтерра». «Более того, под ряд федеральных проектов мы набираем специалистов, и, надеюсь, кризис позволит отобрать нам на новые вакансии лучших кандидатов», - отметила пресс-секретарь «Синтерры» Екатерина Андреева.
Как признает большинство компаний, в первую очередь сокращаются HR-бюджеты. По данным исследования, проведенного компанией Pyndex в рамках Pynes&Moerner, в среднем у телекоммуникационных компаний объем расходов на рекрутмент сократился на 85%. По словам руководителя этого исследования Екатерины Варги, расходы на обучение в телекоме сократились на 69%; объем командировочных расходов снизился на 62%, бюджет на корпоративные мероприятия уменьшился на 69%, и, наконец, на 54% снизились затраты на содержание офиса (например, канцелярские расходные материалы, чай-кофе и пр.).
Татьяна Менькова заключает, что в ходе кризиса парадигма рынка труда в телекоммуникационной отрасли сменилась: «Безусловно, сейчас мы имеем рынок работодателя, который может диктовать свои условия. Это связано с сокращением рынка, в результате чего предложение на рынке труда сейчас превышает спрос со стороны компаний. Кроме того, в последние годы заработные платы росли существенно быстрее доходов компаний. Теперь компании используют текущую ситуацию для выравнивания дисбалансов в структуре своих издержек». А Иван Сухоруков из itWorks не советует топ-менеджерам устраивать диктатуру в IT и телекоммуникационном бизнесе. «Мой рецепт: среднего уровня давление на сотрудников, внимание к их инициативам (в качестве поощрения), передача персоналу ощущения причастности». А вообще, кризис – отличная возможность для сплочения коллектива (особенно небольшого) и проверки его на прочность», - оптимистичен он.
В целом многие руководители отметили, что, хотя последнее время резать стали уже и «мясо», кризис, прежде всего, стал отличным поводом для освобождения от лишнего жира. Так что к новым конкурентным гонкам мы приходим стройными и поджарыми, это ли не прекрасно?
 







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов