9 ноября '07
Утвержденная «цифра»
Кира Соколова, ведущий консультант
J’son & Partners
«Цифровизация российского телерадиовещания обсуждается уже давно на различных уровнях власти. Безусловно, дальнейшее принятие и внедрение концепции сыграет положительную роль для российского рынка телекоммуникаций и телерадиовещания, так как само внедрение во-первых, потребует решения проблем распределения радиочастотного спектра, а во-вторых, совершенствования законодательной базы в области телерадиовещания, соблюдения авторских прав, лицензирования и стандартизации, а также выведет традиционные радиовещательные компании на динамичный конкурентный рынок. Однако полагаться на предложенные сроки утверждения бюджета программы цифровизации телевещания, не стоит. Поскольку, во-первых, существует ряд нерешенных процедурных вопросов между самими ведомствами (последняя реформа Россвязьохранкультуры, середина 2007 г.), во-вторых, плановые президентские выборы, которые состоятся в марте 2008 г., внесут корректировки как в сроки, так и в процедуры, бюджеты программы (возможные кадровые перестановки, во многом могут замедлить процесс). J&P видит много спорных вопросов, которые предстоит решить комиссии. А именно, каким образом будет формироваться предложение? Поскольку низкий платежеспособный спрос массовых потребителей услуг ТВ, радио приведет к тому, что пользователи не смогут позволить приобретение set-top box. Субсидирование же в масштабах страны кажется маловероятным. Следовательно, можно ожидать, что бремя расходов ляжет либо на рядовых потребителей, либо на плечи альтернативных операторов платного ТВ, которые закупают эфирные телеканалы. Весьма вероятно, что затянувшееся принятие концепции ставит в преимущественные позиции альтернативных операторов платного ТВ (спутниковых, кабельных, IPTV, MMDS, DVB-T и др.), абонентские базы которых растут с каждым годом, которые смогут составить ощутимую конкуренцию государственным компаниям, отладив к тому моменту и привлекательное контентное содержание, и тарифную политику и множество востребованных пользователями функций, а также зарекомендовав себя у конечных потребителей как поставщиков высококачественных услуг. Поэтому, в конечном счете, потребитель будет выбирать поставщика услуги, взвешивая весь спектр условий – и в долгосрочной перспективе это станет значительный вехой развития рынка инфокоммуникаций в России».