12 ноября '07
№9 Утвержденная «цифра»
Правительственная комиссия во главе с первым вице-премьером Дмитрием Медведевым одобрила концепцию развития телерадиовещания на 2008-2015 гг, основой который является переход российского аналогового телевидения на цифровой формат. Советник руководителя Россвязьохранкультуры Евгений Стрельчик пояснил, что принятая концепция документально закрепляет обязательное бесплатное распространение цифровыми вещателями социально значимых каналов, регулирует взаимоотношения вещателей друг с другом и с абонентами, определяет, какие каналы могут распространяться бесплатно, а какие - за дополнительную плату. Одобренный вариант концепции в ближайшее время будет передан на рассмотрение правительства. Федеральная целевая программа по выполнению концепции должна быть утверждена во втором квартале 2008 г. Каковы перспективы российской цифровизации?
Аналитики рынка называют утверждение концепции развития телерадиовещания важным шагом в контексте цифровизации российского ТВ. Для реализации перехода на цифровой формат предстоит также решать проблему социально-политического характера, отмечают эксперты, подчеркивая низкую вероятность массового внедрения программы в ближайшей перспективе.
Эксклюзивные комментарии:
Елена Саяпина, отраслевой аналитик
Принятие правительственной комиссией концепции развития телерадиовещания до 2015 г. является позитивным моментом. Однако чтобы дать определённую оценку необходимо окончательное утверждение программы, со всеми её деталями. Учитывая тот факт, что дискуссии относительно перехода российского телевещания на цифровой формат ведутся очень давно, а подробные варианты предложены несколькими отраслевыми ведомствами, более значимым событием станет утверждение окончательного варианта концепции и программы её реализации. Событие текущей недели стало лишь небольшим продвижением в рамках начального этапа цифровизации российского телевидения.
Кира Соколова, ведущий консультант
J’son & Partners
«Цифровизация российского телерадиовещания обсуждается уже давно на различных уровнях власти. Безусловно, дальнейшее принятие и внедрение концепции сыграет положительную роль для российского рынка телекоммуникаций и телерадиовещания, так как само внедрение во-первых, потребует решения проблем распределения радиочастотного спектра, а во-вторых, совершенствования законодательной базы в области телерадиовещания, соблюдения авторских прав, лицензирования и стандартизации, а также выведет традиционные радиовещательные компании на динамичный конкурентный рынок. Однако полагаться на предложенные сроки утверждения бюджета программы цифровизации телевещания, не стоит. Поскольку, во-первых, существует ряд нерешенных процедурных вопросов между самими ведомствами (последняя реформа Россвязьохранкультуры, середина 2007 г.), во-вторых, плановые президентские выборы, которые состоятся в марте 2008 г., внесут корректировки как в сроки, так и в процедуры, бюджеты программы (возможные кадровые перестановки, во многом могут замедлить процесс). J&P видит много спорных вопросов, которые предстоит решить комиссии. А именно, каким образом будет формироваться предложение? Поскольку низкий платежеспособный спрос массовых потребителей услуг ТВ, радио приведет к тому, что пользователи не смогут позволить приобретение set-top box. Субсидирование же в масштабах страны кажется маловероятным. Следовательно, можно ожидать, что бремя расходов ляжет либо на рядовых потребителей, либо на плечи альтернативных операторов платного ТВ, которые закупают эфирные телеканалы. Весьма вероятно, что затянувшееся принятие концепции ставит в преимущественные позиции альтернативных операторов платного ТВ (спутниковых, кабельных, IPTV, MMDS, DVB-T и др.), абонентские базы которых растут с каждым годом, которые смогут составить ощутимую конкуренцию государственным компаниям, отладив к тому моменту и привлекательное контентное содержание, и тарифную политику и множество востребованных пользователями функций, а также зарекомендовав себя у конечных потребителей как поставщиков высококачественных услуг. Поэтому, в конечном счете, потребитель будет выбирать поставщика услуги, взвешивая весь спектр условий – и в долгосрочной перспективе это станет значительный вехой развития рынка инфокоммуникаций в России».