25 декабря '12
Российское ТВ в 2012 году
Эльдар Вагабов, аналитик
Фонд Благосостояние
«На мой взгляд, ярких моментов на отечественном ТВ в уходящем году не было вовсе. Если посмотреть на формат тех передач, которые предлагаются российским зрителям в последнее время, то становится весьма печально. Собственных идей нет. Те же коммерчески успешные проекты, которые выходят, являются репликой зарубежных (чаще всего американских) развлекательных программ. Напротив, уходящий год запомнится большим закрытием проектов, которые, хоть и порядком примелькались, тем не менее, еще не выдохлись и могли бы радовать зрителей еще один-два сезона. Трудно говорить о каких-то кардинальных изменениях предпочтений российских телезрителей. Как и раньше, российские зрители хотят видеть больше развлекательных программ, чего, кстати говоря так не хватает отечественному телевидению. В то же время необходимо учитывать и то, что «репертуар» телеканалов должен периодически обновляться: люди устают от однообразия. Поэтому сейчас – самое время для креативщиков с новыми идеями выйти на передний план и предложить зрителям что-то новое, еще не избитое. Если говорить о ключевых событиях последнего времени, то это многочисленные примеры ребрендинга телеканалов и изменения ими формата вещания. Мы стали свидетелями того, что ряд (ранее музыкальных) каналов поспешили сократить долю музыкального контента в своем эфирном времени и посвятить себя больше молодежным сериалам или развлекательным шоу. По всей видимости, в ближайшее время намеченная тенденция продолжится. Думаю, что текущий «период застоя» российского телевидения связан с двумя факторами. Во-первых, это усиление роли государства на медиарынке (изменение законодательства о рекламе и переход части «полунезависимых каналов» под крыло государства). Во-вторых, цифровизация средств связи способствует оттоку пользователей в сеть: продвинутые пользователи смотрят в сети то, что им хочется смотреть сейчас, а не то, что предлагают телеканалы в соответствии с их программой вещания. И если последние не предпримут видимых усилий и попыток пойти навстречу зрителям, то их рейтинги будут неизбежно снижаться. Доля платного ТВ в России демонстрирует стабильный рост. Однако говоря о его перспективах необходимо иметь в виду, что у данной тенденции есть естественный предел. В основном подписчиками платного ТВ является социально активная молодежь, все же остальные категории граждан, по большому счету, не следует принимать в расчет при прогнозировании уровня проникновения платного ТВ».