25 декабря '12
Российское ТВ в 2012 году
Отраслевые аналитики подвели итоги года для российского телевизионного рынка. Так, Российский быстрые темпы роста демонстрирует российский рынок платного ТВ. В то время как мировой рынок по итогам 2012 года вырос на 6%, российский – на 19%, превысив 47 млрд руб. На текущий момент проникновение платного ТВ в России составляет около 55%. Услугой платного цифрового ТВ пользуются 14,5 млн домохозяйств. Крупнейшим сегментом остается кабельное ТВ, при этом больше всего (на 1,7 млн) выросло число платных подписчиков спутникового ТВ. Лидером рынка по темпам роста стал сегмент IPTV. Число кабельных ТВ абонентов на конец 2012 года составило 16,8 млн человек, спутниковое ТВ смотрели 10,7 млн человек, а IPTV – 2,7 млн. В итоге доля IPTV на рынке платного телевидения выросла за год с 5% сразу до 9%. Соответственно этому сократилась доля «кабельщиков». По итогам года проникновение платного ТВ выросло во всех регионах. Лидируют по этому показателю Центральный и Северо-Западный федеральный округа с 68% и 66% соответственно. Наименьшее проникновение платного ТВ отмечается в Южном и Сибирском федеральном округах, где оно составляет 42% и 38%.
71% всех доходов пришлось на шесть компаний: «Ростелеком» - 19%, затем «Триколор» -14%, МТС - 12%, «НТВ-Плюс» - 12%, «Эр-Телеком» - 8% и «Акадо» - 6%. По числу абонентов лидерство распределилось следующим образом: «Триколор ТВ» (8,79 млн – число подписчиков спутникового оператора выросло на рекордную цифру 1,2 млн человек), «Ростелеком» (6,6 млн), «МТС» (2,96 млн), «Эр-Телеком» (2,34 млн), «Акадо» (1,1 млн), «Орион Экспрсс» (1,05 млн).
Что касается традиционного ТВ, телевизионный год считают одним из самых неинтересных. Закрыты «Программа Максимум», «Прожекторперисхилтон», «НТВшники», MTV и др. Среди заметных новых проектов «Голос» на «Первом канале». Отмечается успех канала 2х2, запустившего мультфильм «Атомный лес», что можно считать большой победой для нишевого канала и маленькой революцией для всего русского телевидения. Наряду с «Пыхчево» и «Валерой» «Атомный лес» стал первым почти за 20 лет анимационным сериалом для взрослых, созданным по заказу телевизионного канала. Холдингу «Профмедиа-ТВ», в который входит телеканал 2х2, удалось опередить в этом направлении «Первый канал», первая премьера которого в этом жанре (анимационная версия «Кин-Дза-Дзы») намечена только на февраль будущего года.
Аналитики считают, что ключевым событием 2012 года для отрасли стало начало фазы активного развертывания цифрового вещания, завершение которой ознаменует технологический рывок индустрии и отразится на раскладе сил на рынке. Основным трендом будет динамичный рост конкуренции. Традиционное телевидение испытывает все более существенное давление со стороны неэфирного ТВ (кабельные, спутниковые каналы и IPTV) и различных «новых медиа», преимущественно проектах, реализованных в сети Интернет. Кроме того, подчеркивается быстрая смена как технологий вещания, так и форматов распространения информации, эволюция экосистемы устройств демонстрации контента. Представители экспертного сообщества отмечают, что традиционное ТВ переживает кризисный период, отсутствуют собственные идеи. Среди причин стагнации отмечается также усиление роли государства на медиарынке и отток пользователей в сеть, чему в свою очередь способствует цифровизация средств связи. Эксперты констатируют, что эпоха доминирования привычного формата телевидения постепенно подходит к своему завершению. В случае, если в ближайшее время не будут приняты эффективные меры в борьбе за зрителя, рейтинги федеральных каналов будут неизбежно снижаться. Эксперты обращают внимание на то, что одним из ключевых трендов индустрии сегодня – развитие SmartTV, в связи с чем следует говорить об интеграции функций и систем дистрибуции контента.
Что касается платного ТВ, то, согласно прогнозам специализированного агентства, предоставляющего профессиональные услуги по исследованию и анализу телекоммуникационного рынка России и стран СНГ iKS-Consulting, число абонентов платного ТВ к 2016 году превысит 35,7 млн – подписчиками этой услуги станут 64% российских семей. Основными тенденциями платного ТВ в ближайшие годы станут развитие OTT, создание альянсов производителей телеконтента и операторов ОТТ. Ожидается также распространение телевизоров с доступом в Интернет, развитие мультиплатформенного телевидения, доступа к видеоконтенту, расположенному в «облаках», со всех устройств, имеющих подключение к сети. При этом аналитики подчеркивают, что у данной тенденции есть естественный предел. Основной целевой аудиторией для платного ТВ является социально активная молодежь, остальные же категории граждан не следует принимать в расчет при прогнозировании уровня проникновения платного ТВ.
Эксклюзивные комментарии:
Анна Зайцева, аналитик
УК «Финам Менеджмент»
«На мой взгляд, ключевым для отрасли событием в 2012 года стало начало фазы активного развертывания цифрового вещания – это, безусловно, знаковая программа для отечественного телевидения, и ее завершение не только ознаменует технологический рывок индустрии, но и, предполагаю, существенно поменяет конфигурацию рынка. Одним из основных трендов развития телевизионной индустрии, полагаю, в ближайшее время будет оставаться динамичный рост конкуренции. Традиционное телевидение испытывает все более существенное давление со стороны альтернативных форматов - речь идет как о неэфирном ТВ (кабельные, спутниковые каналы и IPTV), так и о различных «новых медиа», преимущественно проектах, реализованных в сети Интернет. Важно подчеркнуть, что помимо технологий вещания быстро меняются и форматы распространения информации, а также эволюционирует экосистема устройств демонстрации контента. Эпоха безусловного доминирования привычного формата телевидения постепенно подходит к своему завершению. Наш «домашний стационарный телевизор» в условиях дальнейшего увеличения мобильности, роста динамики повседневной жизни становится все менее конкурентоспособным. Персональный компьютер, а скорее уже даже портативные многофункциональные медиаустройства, на фоне развития пропускной способности сети и взрывного роста объемов актуального цифрового видеоконтента уже могут довольно успешно справляться с привычными функциями телевизора – в каком-то смысле сеть, с ее, несомненно, более широким ассортиментом, претендует на то, чтобы заменить эфирное вещание. Но и современный телевизор явно демонстрирует тенденцию к преображению. Один из ключевых трендов индустрии – развитие SmartTV. Поэтому скорее имеет смысл рассуждать об интеграции функций и систем дистрибуции контента».
Денис Кусков, генеральный директор
Telecomdaily
«По итогам 2012 года в России насчитывается более 30 млн абонентов платного ТВ, в 2013 году эта цифра составит 32,5 млн человек. Основная доля у кабельного ТВ - 57 %, но он снижается за счете роста IP-TV у которого 8 %, доля спутника - 35 %. Основные игроки сегодня: «Триколор ТВ», «Ростелеком», МТС, «ЭР-Телеком». По итогам 2015 года будет в России более 37 млн. абонентов платного ТВ. Из 100 каналов, абонент смотрит не более 8 основных из котрых 5-6 федеральных и 3 специализирвоанных».
Эльдар Вагабов, аналитик
Фонд Благосостояние
«На мой взгляд, ярких моментов на отечественном ТВ в уходящем году не было вовсе. Если посмотреть на формат тех передач, которые предлагаются российским зрителям в последнее время, то становится весьма печально. Собственных идей нет. Те же коммерчески успешные проекты, которые выходят, являются репликой зарубежных (чаще всего американских) развлекательных программ. Напротив, уходящий год запомнится большим закрытием проектов, которые, хоть и порядком примелькались, тем не менее, еще не выдохлись и могли бы радовать зрителей еще один-два сезона. Трудно говорить о каких-то кардинальных изменениях предпочтений российских телезрителей. Как и раньше, российские зрители хотят видеть больше развлекательных программ, чего, кстати говоря так не хватает отечественному телевидению. В то же время необходимо учитывать и то, что «репертуар» телеканалов должен периодически обновляться: люди устают от однообразия. Поэтому сейчас – самое время для креативщиков с новыми идеями выйти на передний план и предложить зрителям что-то новое, еще не избитое. Если говорить о ключевых событиях последнего времени, то это многочисленные примеры ребрендинга телеканалов и изменения ими формата вещания. Мы стали свидетелями того, что ряд (ранее музыкальных) каналов поспешили сократить долю музыкального контента в своем эфирном времени и посвятить себя больше молодежным сериалам или развлекательным шоу. По всей видимости, в ближайшее время намеченная тенденция продолжится. Думаю, что текущий «период застоя» российского телевидения связан с двумя факторами. Во-первых, это усиление роли государства на медиарынке (изменение законодательства о рекламе и переход части «полунезависимых каналов» под крыло государства). Во-вторых, цифровизация средств связи способствует оттоку пользователей в сеть: продвинутые пользователи смотрят в сети то, что им хочется смотреть сейчас, а не то, что предлагают телеканалы в соответствии с их программой вещания. И если последние не предпримут видимых усилий и попыток пойти навстречу зрителям, то их рейтинги будут неизбежно снижаться. Доля платного ТВ в России демонстрирует стабильный рост. Однако говоря о его перспективах необходимо иметь в виду, что у данной тенденции есть естественный предел. В основном подписчиками платного ТВ является социально активная молодежь, все же остальные категории граждан, по большому счету, не следует принимать в расчет при прогнозировании уровня проникновения платного ТВ».
Михаил Шеховцов, управляющий директор медийные проекты
J'son & Partners
«Основными тенденциями ТВ-рынка России является рост телесмотрения тематического ТВ и массовый интерес к услугам онлайн ТВ. Телезрители все больше ищут специализированный контент по отдельным тематическим направлениям: детский, путешествия, бизнес, познавательный и др. Важнейшим итогом года можно считать эволюцию онлайн ТВ из отдельных инновационных решений в массовый продукт для аудитории. Мы ожидаем продолжение тенденции роста телевизионного рынка по всем направлениям, который останется доминирующим медиа на долгосрочную перспективу. В структуре рынка значительно вырастет доля тематического ТВ и оналйн ТВ. Доля платного ТВ по итогам 2012 года возросла и будет расти, но более низкими темпами, более быстрыми темпами будет расти онлайн ТВ».