25 октября '12
ГЛОНАСС поборется за статус «второй» навигационной системы мира
Дмитрий Баранов, ведущий эксперт
УК «Финам Менеджмент»
«Это совершенно логичные решения, которые призваны распространить предоставление услуг системы на весь мир, быстрее коммерциализировать ее, вернув тем самым средства вложенные в нее и начать уже получать прибыль. ГЛОНАСС уже является работоспособной системой. Действующее количество спутников обеспечивает работу системы практически на всей территории земного шара. Услуги ГЛОНАСС уже предоставляются не только в нашей стране, но и за рубежом. Вся необходимая для нормальной работы системы на территории России группировка спутников уже находится на орбите, создана наземная инфраструктура, отечественные чипы по своим характеристикам почти полностью сравнялись с чипами GPS, активно создаются дополнительные навигационные продукты и услуги, началось оборудование навигаторами отечественного грузового и общественного транспорта. То есть коммерциализация ГЛОНАСС идет ускоренными темпами. Естественно, что определяющими на российском рынке навигационных услуг в ближайшие годы будут решения на базе ГЛОНАСС, это объясняется и тем, что это национальная система, поддерживаемая государством, на нее были выделены большие средства, и пришло время возвращать их, через предоставление различных услуг и сервисов. А это значит, что государство никоим образом не намерено поддерживать другую навигационную систему - GPS. Однако стоит заметить, что и запрещать ее никто не будет на территории нашей страны. Просто для всех государственных структур, организаций, компаний, приоритетной является именно ГЛОНАСС. И именно ее оборудование будет ставиться на транспортные средства, объекты инфраструктуры, здания и сооружения. Применение же GPS вполне возможно и допустимо, но для государственных структур лишь вместе с системой ГЛОНАСС, а не вместо нее. Все прочие заказчики вольны сами для себя выбирать, какой системой им пользоваться. Но как показывает уже имеющийся опыт, лучше всего пользоваться двухпозиционным оборудованием, принимающем сигналы и ГЛОНАСС и GPS, в этом случае определение координат происходит точнее. Если говорить о возможных долях, то в предстоящие 2-4 года доля ГЛОНАСС на рынке навигационных услуг в России может вырасти до 60-65%, а доля GPS составит 35-40%. В дальнейшем можно ожидать расширения всего рынка навигационных услуг, появления на нем новых игроков, включая иностранных, постепенного удешевления стоимости оборудования и услуг и превращения навигаторов за несколько лет из элитарного продукта в продукт массовый. То есть они проделают тот путь, который ранее проделали мобильные телефоны: от статусной элитарной вещи, до массового продукта, без которого не мыслят своей жизни почти все граждане нашей страны. Иностранные заказчики у ГЛОНАСС уже есть и их действительно может стать еще больше. Во-первых, потому, что кроме ГЛОНАСС и GPS других работающих систем нет, а спрос в мире на навигационные услуги и сервисы растет очень быстрыми темпами. Во-вторых, некоторые страны просто не могут/не хотят пользоваться американской системой GPS. И, в-третьих, Россия предлагает тем странам, которые будут использовать ГЛОНАСС, свою поддержку, помощь во внедрении системы, а также помощь в создании своих национальных навигационных продуктов и сервисов, и при этом активно используются местные ресурсы, что весьма привлекательно для зарубежных заказчиков. Теперь, после создания системы, наступает не менее важный этап – развитие ГЛОНАСС. И он должен проходить практически безупречно, потому что сейчас у системы появляются многочисленные потребители и чтобы они не разочаровались в системе, и не отказались от пользования ею и начали приносить прибыль, ошибок и сбоев быть не должно. Другие навигационные системы в мире только создаются, а ГЛОНАСС уже создан и работает, поэтому они не являются конкурентами нашей системы, по крайней мере, до тех пор пока не начали работать, и даже когда они сделают это, ГЛОНАСС уже далеко продвинется в своём развитии, причём не только в нашей стране, но и во многих других странах. Потребности в навигационных услугах и сервисах в мире в ближайшие годы будут только расти. А это значит, что коммерческий потенциал ГЛОНАСС огромен, а перспективы ГЛОНАСС отличные. Во-первых, начиная с 1 января 2013 года в РФ станет обязательным оснащение пассажирского транспорта (кроме легковых автомобилей) и грузовиков, перевозящих опасные грузы, спутниковой навигацией ГЛОНАСС/GPS. Продолжится рост сегмента навигационных услуг для бизнеса, но наиболее перспективным, в ближайшие годы будет сегмент навигационных услуг для частных лиц. Темпы роста рынка навигационных систем в стране составляют в среднем 13-18% в год, но могут увеличиться в ближайшие годы до 22-27%, по мере увеличения производства абонентских устройств ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS, удешевления оборудования, появления новых продуктов и сервисов».