25 октября '12
ГЛОНАСС поборется за статус «второй» навигационной системы мира
Россия готовит систему спутниковой навигации ГЛОНАСС к экспансии мирового навигационного рынка, для чего в течение двух лет планируется существенно увеличить количество потребителей и компаний-разработчиков.
Основными конкурентами ГЛОНАСС являются европейская группировка Galileo и китайская система Compass, которые также претендуют на позиции «второй» системы как для государственного уровня, так и для массового потребления, однако на текущий момент они находятся в стадии разработки.
Представители экспертного сообщества отмечают быстрое развитие навигационного рынка, обращая внимание на то, что на сегодняшний день кроме ГЛОНАСС и GPS других работающих систем пока нет. ГЛОНАСС же уже сегодня работает как на российском, так и на зарубежных рынках. Аналитики считают, сейчас оптимальный момент для того, чтобы воспользоваться моментом и начать экспансию мирового навигационного рынка, для чего у ГЛОНАСС есть все необходимое.
По мнению отраслевых экспертов, распространение услуг ГЛОНАСС на мировом рынке позволит ускорить процесс ее коммерциализации и возврата вложенных средств. Благодаря мощной государственной поддержки решения ГЛОНАСС будут определяющими на российском рынке навигационных услуг в ближайшей перспективе. Согласно экспертным прогнозам, в ближайшие 2-4 года доля ГЛОНАСС на рынке навигационных услуг в России может вырасти до 60-65%, а доля GPS составит 35-40%. В долгосрочной перспективе можно ожидать расширения всего рынка навигационных услуг, появления на нем новых игроков, в том числе иностранных, постепенного удешевления стоимости оборудования и услуг. Аналитики предрекают навигаторам судьбу мобильных телефонов, которые достаточно быстро стали продуктом массового потребления. Несмотря на то, что наиболее перспективным в краткосрочной перспективе представляется сегмент навигационных услуг для частных лиц, аналитики также отмечают продолжение тенденции роста сегмента навигационных услуг для бизнеса. По экспертным оценкам, темпы роста рынка навигационных систем в стране составляют в среднем 13-18% в год, прогноз на ближайшие годы – рост до 22-27%, по мере увеличения производства абонентских устройств ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS, удешевления оборудования, появления новых продуктов и сервисов.
Справка
С 2010 года реализуется проект ЭРА-ГЛОНАСС.
На массовый рынок ГЛОНАСС вышел в 2011 году.
В 2012 году куратором ГЛОНАСС был назначен вице-премьера Владислав Сурков, который выступил с инициативой выделения средств на программу внедрения технологии в регионах, располагающихся на транспортных коридорах.
Весной 2012 года была принята ФЦП «ГЛОНАСС-2012—2020».
С целью ускорение развития и внедрения технологий ГЛОНАСС в мае 2012 года было создано НП «Содействие развитию и использованию навигационных технологий», куда вошли: «Яндекс», НИС, «Мегафон», «Сумма Телеком», МТС, «Вымпелком», «РТКомм.РУ» и ассоциация «ГЛОНАСС-Форум». Задачи партнерства — ускорение развития и внедрения технологий ГЛОНАСС, в том числе за счет создания благоприятной бизнес-среды, содействия в совершенствовании законодательной базы и проведения единой технической политики, поддержки экспансии.
С 1 января 2013 года в РФ станет обязательным оснащение пассажирского транспорта (кроме легковых автомобилей) и грузовиков, перевозящих опасные грузы, спутниковой навигацией ГЛОНАСС/GPS.
Наличие ГЛОНАСС/GPS-решений на рынке навигационного оборудования в масштабах государств обусловлено геополитическими причинами. Для массового потребителя двухсистемность позволяет получить повышенную надежность и точность. Согласно статистике за два года производство российских мультисистемных чипсетов выросло в десять раз, двухсистемным оборудованием оснащено почти 300 тыс. транспортных средств.
Эксклюзивные комментарии:
Дмитрий Баранов, ведущий эксперт
УК «Финам Менеджмент»
«Это совершенно логичные решения, которые призваны распространить предоставление услуг системы на весь мир, быстрее коммерциализировать ее, вернув тем самым средства вложенные в нее и начать уже получать прибыль. ГЛОНАСС уже является работоспособной системой. Действующее количество спутников обеспечивает работу системы практически на всей территории земного шара. Услуги ГЛОНАСС уже предоставляются не только в нашей стране, но и за рубежом. Вся необходимая для нормальной работы системы на территории России группировка спутников уже находится на орбите, создана наземная инфраструктура, отечественные чипы по своим характеристикам почти полностью сравнялись с чипами GPS, активно создаются дополнительные навигационные продукты и услуги, началось оборудование навигаторами отечественного грузового и общественного транспорта. То есть коммерциализация ГЛОНАСС идет ускоренными темпами. Естественно, что определяющими на российском рынке навигационных услуг в ближайшие годы будут решения на базе ГЛОНАСС, это объясняется и тем, что это национальная система, поддерживаемая государством, на нее были выделены большие средства, и пришло время возвращать их, через предоставление различных услуг и сервисов. А это значит, что государство никоим образом не намерено поддерживать другую навигационную систему - GPS. Однако стоит заметить, что и запрещать ее никто не будет на территории нашей страны. Просто для всех государственных структур, организаций, компаний, приоритетной является именно ГЛОНАСС. И именно ее оборудование будет ставиться на транспортные средства, объекты инфраструктуры, здания и сооружения. Применение же GPS вполне возможно и допустимо, но для государственных структур лишь вместе с системой ГЛОНАСС, а не вместо нее. Все прочие заказчики вольны сами для себя выбирать, какой системой им пользоваться. Но как показывает уже имеющийся опыт, лучше всего пользоваться двухпозиционным оборудованием, принимающем сигналы и ГЛОНАСС и GPS, в этом случае определение координат происходит точнее. Если говорить о возможных долях, то в предстоящие 2-4 года доля ГЛОНАСС на рынке навигационных услуг в России может вырасти до 60-65%, а доля GPS составит 35-40%. В дальнейшем можно ожидать расширения всего рынка навигационных услуг, появления на нем новых игроков, включая иностранных, постепенного удешевления стоимости оборудования и услуг и превращения навигаторов за несколько лет из элитарного продукта в продукт массовый. То есть они проделают тот путь, который ранее проделали мобильные телефоны: от статусной элитарной вещи, до массового продукта, без которого не мыслят своей жизни почти все граждане нашей страны. Иностранные заказчики у ГЛОНАСС уже есть и их действительно может стать еще больше. Во-первых, потому, что кроме ГЛОНАСС и GPS других работающих систем нет, а спрос в мире на навигационные услуги и сервисы растет очень быстрыми темпами. Во-вторых, некоторые страны просто не могут/не хотят пользоваться американской системой GPS. И, в-третьих, Россия предлагает тем странам, которые будут использовать ГЛОНАСС, свою поддержку, помощь во внедрении системы, а также помощь в создании своих национальных навигационных продуктов и сервисов, и при этом активно используются местные ресурсы, что весьма привлекательно для зарубежных заказчиков. Теперь, после создания системы, наступает не менее важный этап – развитие ГЛОНАСС. И он должен проходить практически безупречно, потому что сейчас у системы появляются многочисленные потребители и чтобы они не разочаровались в системе, и не отказались от пользования ею и начали приносить прибыль, ошибок и сбоев быть не должно. Другие навигационные системы в мире только создаются, а ГЛОНАСС уже создан и работает, поэтому они не являются конкурентами нашей системы, по крайней мере, до тех пор пока не начали работать, и даже когда они сделают это, ГЛОНАСС уже далеко продвинется в своём развитии, причём не только в нашей стране, но и во многих других странах. Потребности в навигационных услугах и сервисах в мире в ближайшие годы будут только расти. А это значит, что коммерческий потенциал ГЛОНАСС огромен, а перспективы ГЛОНАСС отличные. Во-первых, начиная с 1 января 2013 года в РФ станет обязательным оснащение пассажирского транспорта (кроме легковых автомобилей) и грузовиков, перевозящих опасные грузы, спутниковой навигацией ГЛОНАСС/GPS. Продолжится рост сегмента навигационных услуг для бизнеса, но наиболее перспективным, в ближайшие годы будет сегмент навигационных услуг для частных лиц. Темпы роста рынка навигационных систем в стране составляют в среднем 13-18% в год, но могут увеличиться в ближайшие годы до 22-27%, по мере увеличения производства абонентских устройств ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS, удешевления оборудования, появления новых продуктов и сервисов».
Эльдар Вагабов, аналитик
Фонд Благосостояние
«Развитие услуг ГЛОНАСС в других странах в максимально сжатые сроки - действительно важная задача, с учетом того, что проекты-конкуренты могут быть запущены уже в ближайшее время. По сути, сейчас конкурентом ГЛОНАСС является лишь одна GPS. Других действующих систем пока что нет, однако, Китай и страны Еврозоны уже разрабатывают свои собственные системы глобального спутникового позиционирования. Работу над этой же задачей ведут и другие страны, однако их прогресс куда менее значителен. В конечном итоге смысл расширения зоны покрытия ГЛОНАСС заключается в том, что изначально проект носил оборонный характер, и теперь затраты нужно каким-то образом окупать. Понятно, что за счет Гособоронзаказа это сделать не представляется возможным. Первые двухсистемные устройства уже имеются в коммерческом обращении. При всей их функциональности, у них, однако, есть довольно весомый минус - сравнительно высокая цена. Зачастую пользователи предпочитают односистемные устройства подешевле только потому, что не видят смысла переплачивать за откровенное дублирование функций. На законодательном уровне решение этой «проблемы» нашлось довольно быстро - власти решили максимально усложнить импорт устройств, которые не поддерживают работу с ГЛОНАСС. Что касается расширения географии активного коммерческого использования ГЛОНАСС, то тут налицо две проблемы. Во-первых, в техническом плане система пока что неидеальна. Во-вторых, мотивация у текущих пользователей GPS на переход на систему ГЛОНАСС пока что отсутствует. Тем не менее, эти проблемы решаемы, весь вопрос - в финансировании маркетинговой активности по проекту. Непонятно, какой может быть итоговая сумма, но то, что она составит миллионы долларов, весьма очевидно».
Алексей Кондрашов, исполнительный директор аналитической компании
Direct INFO
«Планы ГЛОНАСС по распространению решения в мире вполне реальны. Это связано в первую очередь с тем, что ведущие производители чипсетов (в частности «Квалком») начинают включать поддержку ГЛОНАСС наряду с GPS в свои продукты. Также возможно использование ГЛОНАСС/GPS решений на глобальном уровне производителями автомобилей так как существуют требования по обязательному оснащению через несколько лет всех транспортных средств продаваемых или производимых в России с системами позиционирования. Этот рынок развивается в России стремительными темпами. В первую очередь этому он обязан законодательным инициативам по обязательной установке подобных систем на пассажирский и грузовой транспорт. На рынке государственных и муниципальных закупок позиции ГЛОНАСС очень сильны, так как им отдается предпочтение. На рынке коммерческого транспорта потребители предпочитают использовать системы GPS из-за их меньшей стоимости. Ранее из-за недостаточно числа спутников система ГЛОНАСС уступала GPS по точности позиционирования. Сейчас главный вопрос тормозящий использование ГЛОНАСС за рубежом - недостаток элементной базы. Если крупнейшие производители чипсетов включат наряду с GPS поддержку ГЛОНАСС - успех системе обеспечен. На мой взгляд, основная задача государства на данной этапе развития системы - поддержка на достаточном для работы системы уровне и расширение спутниковой группировки. Все необходимое в плане законодательства уже принято - нужно просто выполнение этих норм + финансирование на достаточном уровне работ по реализации уже заложенных программ (в частности ЭРА ГЛОНАСС). Цена вопроса тут не слишком велика - несколько сотен миллиардов рублей (это сопоставимо со средствами выделяемыми ежегодно правительством Москвы на развитие транспортной сети города)».
Юлия Волкова, заместитель начальника
АНО «Центр анализа электромагнитной совместимости»
«У ГЛОНАССа, как коммерческого проекта, есть ряд значительных проблем. Это, во-первых, отсутствие конкурентоспособных абонентских устройств. Все, что предлагает рынок сегодня – имеет чересчур большие размеры, невероятно сильно греется и никак не способно соревноваться с западными аналогами в удобстве управления. Причина проста. Развиваясь исключительно в тепличных условиях бюджетного финансирования и административной поддержки, система не научилась учитывать потребности клиентов. Вероятно, в России ее услугами будут пользоваться очень широко, учитывая соображения безопасности, но делать ставку на ее коммерческий успех в мире я бы не рискнула. По крайней мере, до тех пор, пока главным приоритетом развития не станет пользователь».