12 марта '12
«Вымпелком» ликвидировал отставание от МТС по количеству абонентов ШПД
Сергей Королев, консультант
J'son & Partners
«Вымпелком» смог догнать МТС в силу ряда причин. Во-первых, оператор предоставляет услугу ШПД как в крупных городах-миллионниках, так и в средних и малых городах России, которые на данный момент являются основным драйвером роста рынка проводного ШПД. На ряду с этим, укрепление позиций универсального телекоммуникационного оператора обусловлено покупкой ряда интернет-компаний, предоставляющих услуги интернет-доступа на региональных рынках. За 2011 год компания приобрела ряд провайдеров, из которых можно выделить «Элтел» в Санкт-Петербурге с 26 тыс. абонентами, «Ижсвязьинвест» в Удмуртии с 16 тыс. абонентами и НТК во Владивостоке с 10 тыс. абонентами. Почти все абоненты подключены по технологии FTTB, что дает преимущество перед ADSL провайдерами. По данным J’son & Partners Consulting, в конце 2011 г. в России насчитывалось 4 провайдера широкополосного проводного доступа в Интернет с количеством «домашних» пользователей более миллиона, среди которых «Ростелеком» (включая НКС) является лидером, второе и третье места делят между собой «Вымпелком» и «МТС», а на четвертом месте находится компания «Эр-Телеком». Следует отметить, что еще в 2005 г. охват сети компании «Эр-Телком» составлял всего 3 города. В 2008 г. ей удалось расширить свою сеть до 17 городов. Спустя еще 3 года количество городов присутствия увеличилось до 42. За последние два года рост абонентской базы находился на уровне 40%. Рост выручки составил еще больше – 43%, что говорит о хорошем продвижении услуг. Такими темпами у компании есть все шансы догнать своих ближайших конкурентов «Вымпелком» и «МТС». Основной целью, которую ставит перед собой компания, является создание компании-лидера на российском рынке доступа в Интернет и рынке кабельного телевидения с долей не менее 20% к 2014 году. Стратегия «Ростелеком» с абонентской базой 8,2 млн домохозяйств больше направлена на модернизацию собственных сетей путем ввода технологии GPON, что позволит увеличить конкуренцию за удержание абонентов. По данной технологии оператор уже подключил около 3% от общей базы в основном в Северо-Западном ФО. В настоящее время компания МТС предоставляет услугу ШПД на территории 46 субъектов РФ на базе бывших провайдеров «Комстар-ОТС» и «Мультинекс» по технологиям FTTB и ADSL. Технология ADSL является недостатком ввиду меньших скоростей передачи данных. Стратегия развития направлена на увеличение абонентской базы фиксированного бизнеса благодаря покупкам региональных активов. «Вымпелком», предоставляющий услугу ШПД на базе сетей бывших провайдеров «Корбина-Телеком» и «Голден Телеком» охватывает домохозяйства в 45 регионах РФ. Стратегия «Вымпелкома» направлена на развитие инфраструктуры в регионах, развитие технологий ШПД, повышение пропускной способности сети передачи данных, а также создание технических возможностей для быстрого ввода услуг. Практически все абоненты компании подключены по технологии FTTB. Также следует отметить о приобретении компанией ТТК торговой марки «Спарк», чей технический охват сетей, построенных по технологии FTTB, составляет около 700 тыс. домохозяйств в городах присутствия. Эта сделка позволит ТТК существенно укрепить свои позиции на рынке ШПД Южного федерального округа и развивать бизнес в других городах. В долгосрочной перспективе можно утверждать, что на первом месте останется «Ростелеком». Число абонентов МТС и «Вымпелком» с локальными успехами и неудачами будет примерно одинаково. У «Мегафона», не входящего в пятерку лидеров, в планах это наверстать. Стратегия компании «Мегафон» в ближайший год не предусматривает объединение активов фиксированного ШПД. По оценке J’son & Partners Consulting, количество российских домохозяйств, имеющих фиксированный широкополосный доступ в Интернет в 2011 г. составило 21,7 млн, увеличившись по отношению к показателю 2010 г. на 18%. Проникновение услуги достигло 38%. К концу 2015 года 55% домохозяйств (32 млн) будут пользоваться фиксированным широкополосным доступом в Интернет. При этом объем рынка в денежном выражении вырастет до 100 млрд руб., а доход с одного абонента составит 250 руб./мес. Лидирующую позицию сохранит «Ростелеком» с долей рынка 40-45% в конце 2013 г. На долю остальной тройки (МТС, «Вымпелком», «Эр-Телеком») будет приходиться примерно 30-40% абонентов. Компания «Эр-Телеком», являющаяся в последнее время одной из самых перспективных способна изменить расклад сил на рынке ШПД. По словам Андрея Чазова, благодаря строительству абсолютно новых волоконно-оптических сетей в каждом городе и предоставлению услуг высокого качества «ЭР-Телеком» уверенно наращивает доли на локальных рынках. Интенсивный рост абонентской базы также связан с введением новых тарифных планов на интернет-услуги с улучшенными потребительскими качествами. За 2011 год компания открыла филиалы в 15 новых городах. Также более 80% пользователей услуг «ЭР-Телеком» подключают пакеты услуг. Развитие любой телекоммуникационной компании зависит от развития ее сетевой инфраструктуры и выбора самой технологии передачи данных. Развитие сети возможно двумя способами: строительством новой сетевой инфраструктуры либо за счет приобретения местных операторов связи. В том и в другом случае есть свои риски переоценки доходов в регионах расширения сети, либо могут возникнуть проблемы при интеграции новых приобретенных сетей. Также может возникнуть риск неоправданных инвестиций в случае выбора дорогостоящей технологии, например GPON. Также существуют риски того, что новую технологию не будет поддерживать достаточное число вендоров, появиться новая более перспективная технология передачи информации, будут сложности с сертификацией оборудования сети и т.п. Всегда существует риск появления новых стандартов передачи данных. В настоящее время ничего радикально нового и революционного не ожидается в сфере передачи информации. В основном все разработки ведутся на эволюционное улучшение уже текущих стандартов передачи данных. По оценкам J'son & Partners Consulting, в ближайшей и среднесрочной перспективе не ожидается появления абсолютно новых стандартов способных существенно снизить конкурентоспособность выбранных технологий передачи данных».