12 марта '12

«Вымпелком» ликвидировал отставание от МТС по количеству абонентов ШПД

По итогам 2011 года «Вымпелком» и МТС обслуживали по 2,1 млн фиксированного широкополосного интернет-доступа (ШПД), о чем говорится в отчете J'son & Partners. «Вымпелкому», у которого годом ранее насчитывалось 1,4 млн, тогда как у МТС было 1,8 млн, удалось догнать своего конкурента по «большой тройке».
Росту числа абонентов в 2011 году способствовало регулярное обновление тарифных планов на домашний ШПД и повышение скорости доступа, а также запуск цифрового телевидения в регионах. Опережение темпов роста абонентской базы пользователей ШПД «Вымпелкома» в первые девять месяцев 2011 г. 29% против 12,7% у МТС объясняется на рынке разморозкой оператором проектов по строительству сетей, которые были приостановлены в 2009 году в связи с кризисом. На рынке также отмечают большие объемы инвестиций «Вымпелкома» в ШПД в 2011 году, который судя по всему на данном этапе был для компании даже приоритетней чем сектор 3G (при почти равных цифрах по капзатратам МТС приобрел в два раза больше базовых станций 3G по сравнению с «Вымпелкомом» - 10000 против 5000.
Политика МТС в 2011 году была сфокусирована на модернизации инфраструктуры и переводе своих абонентов на новые технологии, что, по расчетам руководства компании к 2013 г. должно способствовать расширению абонентской базы и предлагать абонентам дополнительные сервисы. Также МТС предполагает увеличить количество ШПД подключений в последствии цифровизация кабельных телесетей, завершение которой запланировано на вторую половину 2012 года – у оператора более 3 млн абонентов кабельного ТВ по всей стране. Лидирующие позиции на российском рынке ШПД по-прежнему сохраняет «Ростелеком», у которого 8,2 млн абонентов.
В экспертном сообществе считают, что «Вымпелкому» удалось укрепить свои позиции на рынке ШПД и в частности догнать МТС по количеству абонентов в этом сегменте рынка благодаря удачно выбранной стратегией развития, одним из главных приоритетов которой стало направление ШПД. В частности отмечается большие объемы капиталовложений в развитие ШПД, внедрение новых тарифов и услуг. Кроме того, аналитики обращают внимание на недавнее приобретение «Вымпелкомом» ряда интернет-игроков, предоставляющих услуги интернет-доступа на региональных рынках, что также способствовало укрепдлению позиций компании и расширению абонентской базы.
Отраслевые эксперты уверены в том, что в среднесрочной перспективе российский рынок ШПД услуг будет расти высокими темпами. По прогнозам аналитиков «Ростелеком» в долгосрочной перспективе сохранит за собой лидерские позиции на рынке, а МТС и «Вымпелком» быдут развиваться примерно одинаковыми темпами. Совместная доля МТС, «Вымпелкома» и «Эр-Телекома», по оценкам аналитиков, составит примерно 30-40% абонентов. Перспективным игроком, по мнениию профессионалов, считается компания «Эр-Телком», которая, согласно прогнозам, имеет все шансы догнать своих конкурентов и изменить расклад сил на росийском рынке ШПД. Аналитики не исключают возможности появления в ближайшем будущем новых, более дешевых технологий, что может затруднить процесс  окупаемости вложенных в сектор средств.
 


Эксклюзивные комментарии:

Сергей Королев, консультант
J'son & Partners

«Вымпелком» смог догнать МТС в силу ряда причин. Во-первых, оператор предоставляет услугу ШПД как в крупных городах-миллионниках, так и в средних и малых городах России, которые на данный момент являются основным драйвером роста рынка проводного ШПД. На ряду с этим, укрепление позиций универсального телекоммуникационного оператора обусловлено покупкой ряда интернет-компаний, предоставляющих услуги интернет-доступа на региональных рынках. За 2011 год компания приобрела ряд провайдеров, из которых можно выделить «Элтел» в Санкт-Петербурге с 26 тыс. абонентами, «Ижсвязьинвест» в Удмуртии с 16 тыс. абонентами и НТК во Владивостоке с 10 тыс. абонентами. Почти все абоненты подключены по технологии FTTB, что дает преимущество перед ADSL провайдерами. По данным J’son & Partners Consulting, в конце 2011 г. в России насчитывалось 4 провайдера широкополосного проводного доступа в Интернет с количеством «домашних» пользователей более миллиона, среди которых «Ростелеком» (включая НКС) является лидером, второе и третье места делят между собой «Вымпелком» и «МТС», а на четвертом месте находится компания «Эр-Телеком». Следует отметить, что еще в 2005 г. охват сети компании «Эр-Телком» составлял всего 3 города. В 2008 г. ей удалось расширить свою сеть до 17 городов. Спустя еще 3 года количество городов присутствия увеличилось до 42. За последние два года рост абонентской базы находился на уровне 40%. Рост выручки составил еще больше – 43%, что говорит о хорошем продвижении услуг. Такими темпами у компании есть все шансы догнать своих ближайших конкурентов «Вымпелком» и «МТС». Основной целью, которую ставит перед собой компания, является создание компании-лидера на российском рынке доступа в Интернет и рынке кабельного телевидения с долей не менее 20% к 2014 году. Стратегия «Ростелеком» с абонентской базой 8,2 млн домохозяйств больше направлена на модернизацию собственных сетей путем ввода технологии GPON, что позволит увеличить конкуренцию за удержание абонентов. По данной технологии оператор уже подключил около 3% от общей базы в основном в Северо-Западном ФО. В настоящее время компания МТС предоставляет услугу ШПД на территории 46 субъектов РФ на базе бывших провайдеров «Комстар-ОТС» и «Мультинекс» по технологиям FTTB и ADSL. Технология ADSL является недостатком ввиду меньших скоростей передачи данных. Стратегия развития направлена на увеличение абонентской базы фиксированного бизнеса благодаря покупкам региональных активов. «Вымпелком», предоставляющий услугу ШПД на базе сетей бывших провайдеров «Корбина-Телеком» и «Голден Телеком» охватывает домохозяйства в 45 регионах РФ. Стратегия «Вымпелкома» направлена на развитие инфраструктуры в регионах, развитие технологий ШПД, повышение пропускной способности сети передачи данных, а также создание технических возможностей для быстрого ввода услуг. Практически все абоненты компании подключены по технологии FTTB. Также следует отметить о приобретении компанией ТТК торговой марки «Спарк», чей технический охват сетей, построенных по технологии FTTB, составляет около 700 тыс. домохозяйств в городах присутствия. Эта сделка позволит ТТК существенно укрепить свои позиции на рынке ШПД Южного федерального округа и развивать бизнес в других городах. В долгосрочной перспективе можно утверждать, что на первом месте останется «Ростелеком». Число абонентов МТС и «Вымпелком» с локальными успехами и неудачами будет примерно одинаково. У «Мегафона», не входящего в пятерку лидеров, в планах это наверстать. Стратегия компании «Мегафон» в ближайший год не предусматривает объединение активов фиксированного ШПД. По оценке J’son & Partners Consulting, количество российских домохозяйств, имеющих фиксированный широкополосный доступ в Интернет в 2011 г. составило 21,7 млн, увеличившись по отношению к показателю 2010 г. на 18%. Проникновение услуги достигло 38%. К концу 2015 года 55% домохозяйств (32 млн) будут пользоваться фиксированным широкополосным доступом в Интернет. При этом объем рынка в денежном выражении вырастет до 100 млрд руб., а доход с одного абонента составит 250 руб./мес. Лидирующую позицию сохранит «Ростелеком» с долей рынка 40-45% в конце 2013 г. На долю остальной тройки (МТС, «Вымпелком», «Эр-Телеком») будет приходиться примерно 30-40% абонентов. Компания «Эр-Телеком», являющаяся в последнее время одной из самых перспективных способна изменить расклад сил на рынке ШПД. По словам Андрея Чазова, благодаря строительству абсолютно новых волоконно-оптических сетей в каждом городе и предоставлению услуг высокого качества «ЭР-Телеком» уверенно наращивает доли на локальных рынках. Интенсивный рост абонентской базы также связан с введением новых тарифных планов на интернет-услуги с улучшенными потребительскими качествами. За 2011 год компания открыла филиалы в 15 новых городах. Также более 80% пользователей услуг «ЭР-Телеком» подключают пакеты услуг. Развитие любой телекоммуникационной компании зависит от развития ее сетевой инфраструктуры и выбора самой технологии передачи данных. Развитие сети возможно двумя способами: строительством новой сетевой инфраструктуры либо за счет приобретения местных операторов связи. В том и в другом случае есть свои риски переоценки доходов в регионах расширения сети, либо могут возникнуть проблемы при интеграции новых приобретенных сетей. Также может возникнуть риск неоправданных инвестиций в случае выбора дорогостоящей технологии, например GPON. Также существуют риски того, что новую технологию не будет поддерживать достаточное число вендоров, появиться новая более перспективная технология передачи информации, будут сложности с сертификацией оборудования сети и т.п. Всегда существует риск появления новых стандартов передачи данных. В настоящее время ничего радикально нового и революционного не ожидается в сфере передачи информации. В основном все разработки ведутся на эволюционное улучшение уже текущих стандартов передачи данных. По оценкам J'son & Partners Consulting, в ближайшей и среднесрочной перспективе не ожидается появления абсолютно новых стандартов способных существенно снизить конкурентоспособность выбранных технологий передачи данных».



Эльдар Вагабов, аналитик
Фонд Благосостояние

«На мой взгляд, опережающая динамика абонентской базы ШПД «Вымпелкома» - это сочетание ряда обстоятельств, таких как соответствующая стратегия развития с упором на ШПД (рост капиталовложений в данное направление), грамотная маркетинговая политика (появление новых тарифов и услуг), а также «временная слабость» конкурентов. Если говорить о конкурентах более детально, то основных конкурентов у «Вымпелкома» трое: «Ростелеком», МТС и «Мегафон», причем первая из названных компаний лидирует со значительным отрывом. И то обстоятельство, что «Вымпелком» поравнялся с МТС по количеству абонентов ШПД само по себе ни о чем не свидетельствует, поскольку в обозримой перспективе сократить разрыв с лидером рынка вряд ли возможно. Очевидно, что в среднесрочной перспективе российский рынок ШПД услуг будет расти довольно высокими темпами вследствие, прежде всего, роста абонентской базы (здесь сработает эффект низкой базы). Что касается более отдаленной перспективы (5-7 лет), то здесь, наверняка, будет довольно отчетливое замедление темпов роста рынка, как это уже было отмечено в сегменте сотовой связи. Что касается расклада сил в секторе, то в ближайшее время он вряд ли изменится: лидировать, как и прежде, будет «Ростелеком», а «на догоняющих позициях» будут «Мегафон», МТС и «Вымпелком». Что касается последних трех компаний, то между ними возможна борьба, и на определенных временных промежутках лидерство могут перехватывать разные компании. Основные риски для трех крупнейших негосударственных операторов связи связаны с возможным усилением позиций «Ростелекома», который, безусловно, будет пользоваться поддержкой государства. В качестве примера других рисков можно привести возможность появления новых или более дешевых технологий, что грозит компаниям тем, что они не смогут окупить уже произведенные в сектор инвестиции».

 








© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов