1 марта '12
Прогнозы для российского рынка IPTV
Эльдар Вагабов, аналитик
Фонд Благосостояние
«Российский рынок IPTV, на мой взгляд, находится только в стадии формирования. Пока еще он невелик, зато у этого рынка имеются весьма неплохие перспективы, все шансы на то, чтобы стать весомым среди других сегментов платных телекоммуникационных услуг. Сложно сказать, насколько вырастет телесмотрение в ближайшие годы, однако, очевидно, что эффект низкой базы (относительно невысокое телесмотрение сейчас на фоне большой численности населения страны) в перспективе могут дать довольно приличные цифры в плане годового роста. Понятно, что еще на протяжении как минимум 5-7 лет рынок будет расти двузначными темпами. В переводе на деньги рост будет похожим, даже, несмотря на возможное падение ARPU. Если рассуждать о границах роста, то точного ответа не знает никто. В этом случае лучше ориентироваться на западные страны, которые опередили в этом плане Россию на несколько лет. Как это ни звучало бы странно, но российский рынок насчитывает ненамного меньше пользователей услуг IPTV, чем развитые Европа и США (в денежном выражении, однако, разница более заметна). И связано это, на наш взгляд, во-первых, с большой численностью населения и, во-вторых, с довольно высоким уровнем социо-культурного развития и привычками населения. В целом же, несмотря на ряд индивидуальных особенностей каждого из региональных рынков в отдельности, их развитие идет весьма схожими путями. С учетом того, что сейчас в России не так уж и много каналов HD-телевидения (не более 40) в силу относительной дороговизны оборудования (как для поставщиков контента, так и для его потребителей), равно как и дефицитом, собственного говоря, самого контента, особо острой конкуренции между каналами не наблюдается. Да, каналы предоставляют в основном развлекательный контент (музыка, фильмы, спорт и проч.), но, по сути, каналы занимают собственные ниши, и их аудитории, по большому счету, несильно пересекаются. Логично, что по мере появления в стране большего числа каналов, конкуренция между ними будет неизбежно усиливаться. Как уже отмечалось, в ближайшие несколько лет можно ожидать довольно быстрого роста выручки платных телеканалов (как минимум на 10-15% в год). Прежде всего, это будет происходить за счет роста абонентской базы, даже несмотря на то, что ARPU теоретически может падать. В дальнейшем рост выручки практически наверняка замедлится. Предсказать конкретные шаги, по которым будет продвигаться развитие технологий, невозможно в принципе. Однако в то же самое время для нас, очевидно, что развитие технологий, на базе которых функционирует платное ТВ, будет способствовать техническому прогрессу, появлению нового оборудования и падению его стоимости, что, в свою очередь, будет стимулировать рост спроса на ТВ-услуги. По всей видимости, как и сейчас, в будущем основная доля подобного оборудования будет производиться в Китае. Проекты «Карамба» и «Дождь» - нишевые. Их «репертуар», равно как и аудитория ограничены. Следовательно, о каком-либо грандиозном развитии говорить не следует, если только, конечно, эти каналы не сменят свой акцент. В то же врем на своем локальном уровне эти каналы действительно могут считаться своеобразной альтернативой тардиционному российскому телевидению, как с точки зрения практически полного отсутствия цензуры извне, так и с точки зрения качества передачи телесигнала».