1 марта '12
Прогнозы для российского рынка IPTV
Анна Мишутина, аналитик
ИК «ФИНАМ»
«Сейчас не просматривается единого определения рынка IPTV. В каком случае мы говорим про IPTV, когда какой-нибудь канал доставляет контент через IP-протокол, или когда пользователь смотрит запись одной из передач эфирного телеканала на YouTube? Или когда Интернет является единственным каналом распространения видео-контента? Если взять прозвучавшую недавно оценку количества пользователей IPTV в 41 млн человек, то, судя по всему, речь идет о количестве лиц, которые просматривали видео-контент онлайн. Число таких пользователей составляет 60-80% от общего числа пользователей Интернета, и, видимо, будет составлять все 100%. Но являются ли все эти пользователи абонентами платных цифровых телеканалов? Вряд ли, поскольку их число во всех странах почти вдвое превосходит количество абонентов ШПД. Значит, количество абонентов IPTV существенно ниже. Оно, по разным источникам составляет 8-10 млн абонентов. Объем рынка IPTV составил, по оценкам различных исследователей, $38-53 млн. Безусловно, все пользователи Интернета будут смотреть те или иные видео-материалы в Сети. Таким образом, можно ожидать, что к 2015 году 70% россиян будут так или иначе просматривать онлайн-видео. Дальнейшая интерпретация зависит от того, что считать «телесмотрением», а что – киносеансом. По-видимому, игроки, которые позиционируются как онлайн-кинотеатры будут зачислять пользователей в ряды посетителей онлайн-кинотеатров, а те, кто позиционирует свою услугу как онлайн-ТВ – наоборот, в число онлайн-телезрителей. Потенциал количества абонентов весьма велик, если согласиться с данными, что почти половина россиян платит за ТВ-контент. В более отдаленном будущем большая часть контента будет передаваться через IP-протокол, таким образом, все мы будем в буквальном смысле слова смотреть IP-TV. Но это вряд ли произойдет в этом десятилетии. Что касается доли смотрящих онлайн-видео-контент, то она в Европе, США и Китае составляет от 60 до 80%. А вот доля абонентов широкополосного доступа (а именно они и являются потенциальными потребителями IPTV) отличается значительно. В Великобритании на сотню человек населения приходится 31 абонент ШПД, в США – 27,6, в Китае – только 9,4. В России по оценке ITU это около 11%. Таким образом, рынки Китая и России находятся на более ранней фазе развития, они будут расти быстрее. Что касается технологий доставки ТВ-контента, то здесь в ближайшие годы основная конкуренция развернется между эфирным цифровым телевидением (в России это стандарт DVB-T) и IPTV. Если говорить о таких проектах как телеканалы «Дождь» и «Карамба», то здесь речь, по-видимому, идет уже о контенте, главным каналом распространения которого является Интернет – то есть интернет-телевидение понимается не в том же смысле, что ранее. Такого рода интернет-телеканалы нацелены на иную целевую аудиторию, чем эфирное ТВ. Аудитория сериалов «Две судьбы» и «Ефросинья» вряд ли согласится с тем, что «Карамба» – это достойный ответ любимому сериалу. Новые поколения приходят со своим контентом и своим способом его доставки. Упомянутые два канала – это каналы поколения тех, кому 20-30 лет. Позже придут каналы, которые будут смотреть те, кому сейчас от 5 до 15 лет, они будут совершенно другими, и, возможно, будут использовать иные технические способы доставки контента. Вместе с тем, каналы и уходят лишь вместе со своими поколениями. Например, лишь в 2009 году в США закрыли радиосериал «Путеводный свет», который начал транслироваться в 1937 году. А все 62 года кто-то его слушал! Поэтому жизненный цикл онлайн-телеканалов может составить и 60 лет. Главное условие успеха новых медийных проектов – это правильный баланс между размером аудитории и степенью навязчивости попыток ее монетизации. При этом не следует забывать, что прибыльные нишевые проекты в Интернете редки. Гораздо чаще Интернет работает по принципу «победитель получает все». Поэтому новым телеканалам следует удерживать лидерство в своей нише, и внимательно следить за изменениями интереса своей аудитории».