29 февраля '12

Специфика развития интернет-технологий в России

Евгений Соломатин, директор по развитию
ЗАО «Коминфо Консалтинг»

«Говоря об основных тенденциях на рынке платного ТВ следует отметить появление все новых конкурентов на рынке VOD; процесс консолидации и укрупнения на уровне платформ доступа к конечным пользователям и рекламных селлеров; уход тематических каналов на OTT платформы; начало эры прямых продаж цифрового контента его правообладателями, не только через «традиционных» кабельных и спутниковых операторов. Рынок платного ТВ в России составляет всего лишь миллиард долларов. Это очень мало для его развития. Доля России в мировом объеме – меньше 1%. Рынок характеризуется замедлением темпов роста и усилением борьбы технологий на «ограниченной» поляне. Растущую конкуренцию спутниковым платформам составляют наземные сети IPTV и Интернет ТВ. Резко снизился CAPEX - порог для входа в бизнес. Поэтому все пошли в ТВ и создали студии. Но инвесторы недооценивают OPEX и каждодневный тяжелый труд. Доход тематических каналов от рекламы в 2011 г. по оценке «ВИ» составит 2,5 млрд руб., то есть всего 1,6% от медийного рекламного рынка. Совокупный доход – 7,5-8 млрд. При этом затраты на производство составят 9-10 млрд руб. Иллюзии инвесторов о прибыльности этого бизнеса основаны на «рекламной модели». Каждый из 300 тематических каналов надеется стать первым. И это развивает рынок! Но рекламных денег хватит лишь на 20. Первая «двадцатка» получит все. При этом прибыльными будут максимум 7-10 «ярких» игроков, типа «Дождя». Остальные – будут убыточны. Пока отрасль работает в минус. Поэтому только долгосрочный инвестор, «угадавший» или сформировавший долгосрочный тренд потребления, сможет застолбить нишу, «вытерпеть» убытки и окупить бизнес в перспективе 3-4 лет. Никто не хочет продавать бизнес за условный доллар, после того, как в него вложены десятки миллионов. Но 80% нишевых каналов так и поступят через 3-4 года. Селлерам невыгодно продавать 2% рекламы на нишевых каналах отдельно. Только в пакете с эфирными. Но эти 2% можно повысить до 4-5% за счет доказательств наличия аудитории. То есть путем новой (для России, но не для отрасли в целом) технологии измерений. В России существует замкнутый круг: рекламодателям нужны измерения, но им проще работать с массовым рынком и эфирным ТВ с высокими рейтингами. Таргетированная реклама пока нужна тем, кто за нее не может заплатить. Крупный рекламодатель хочет работать с равным по масштабу аудитории каналом. И крупным селлером, который накрывает весь рынок. Чтобы определить долю «тематического» смотрения у «платников», в идеале нужно «вмонтировать чип» в каждое устройство. И это возможно! IPTV уже имеет такую статистику на выборке 500-700 тыс. чел. Будет развиваться концепция MULTI SCREEN TV. Каналы не смогут обойтись без интернет-вещания и вещания на мобильные устройства (где есть полная статистика), хотя пока они лишь создают «информационный шум». Успешными будет каналы в рамках «холдинговой» модели, типа РБК, и «Коммерсант ТВ», имеющие четко сегментированную целевую аудиторию. Без сомнения, сохранят позиции текущие лидеры, например, входящие в пакет Discovery. Остальной пакет каналов будет формироваться за счет тех, кто питает иллюзии, в восторге от самого себя и пытается стать «одним из победителей», но в перспективе продаст бизнес за 1 рубль».

 

Новость и другие комментарии






© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов