26 января '12
Технопарки реструктурируют в ОАО и откроют для частных инвесторов
Варвара Сучкова, старший юрист Практики ГЧП и инфраструктуры
юридическая компания «Вегас-Лекс»
«Отличительной особенностью технопарков (в частности, технопарков в сфере высоких технологий) является то, что объекты инфраструктуры технопарков создаются, в том числе, за счет средств федерального бюджета. Субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на создание и развитие объектов технопарков распределяются адресно и предоставляются на основе принципа софинансирования расходов бюджетов субъектов РФ. При этом уровень софинансирования расходных обязательств поставлен в зависимость от уровня расчетной бюджетной обеспеченности конкретного субъекта РФ (устанавливается по формуле, утвержденной Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета на создание технопарков, и не может быть установлен выше 50% расходного обязательства). Таким образом, сокращение федерального финансирования программ строительства технопарков, может повлечь за собой принятие решения о прекращении/приостановлении финансирования строительства технопарков в некоторых субъектах РФ. Риски, связанные с сокращением программ финансирования на федеральном и региональном уровнях, могут быть сняты путем создания привлекательных условий участия частных инвесторов в сфере создания технопарков. Однако основополагающим фактором в указанном вопросе является степень регламентации модели взаимодействия инициаторов создания технопарка с потенциальными и действующими инвесторами. А именно: условия участия инвестора; схема внесения средств; схема получения прибыли инвестором. Говоря о возможных рисках открытия технопарков для частных инвестиций, следует отметить ряд моментов. Во-первых, на законодательном уровне отсутствуют закрепленные порядок и условия взаимодействия управляющей компании с организациями, участвующими в создании объектов технопарков. Также следует отметить ограниченное влияние созданных управляющих компаний технопарков на риски неравномерного бюджетного финансирования, связанные с задержкой финансирования. Кроме того, пообъектное финансирование технопарка частным инвестором путем заключения инвестиционного договора о строительстве объектов инфраструктуры технопарка с управляющей компанией, как это происходит в настоящий момент, а также возможность уже привлеченных инвесторов прекратить или сократить финансирование, является риском и для инициаторов создания технопарков по причине невозможности учета ежегодно привлекаемого внебюджетного финансирования, как следствие – ошибочное бизнес-планирование создания технопарка. С учетом масштабов строительства технопарков целесообразно рассмотреть возможность создания управляющей компании с несколькими равноправными участниками, как со стороны государства, так и со стороны частного инвестора, со строгой регламентаций мер по защите прав всех участников создания технопарков в сфере высоких технологий. При участии РФ и субъекта РФ в капитале управляющей компании объем участия частного инвестора ограничен 50% минус две акции акционерного общества. Данное обстоятельство несет риск того, что привлечение частных инвесторов может быть обусловлено наличием бюджетных средств на приобретение дополнительных акций РФ или субъектом РФ, поскольку законодательство не допускает размывания доли государственного акционера. На сегодняшний день можно говорить о недостаточной проработанности правовой базы создания и развития технопарков; прямой зависимости успешного функционирования технопарков от финансовой поддержки со стороны государства (которая не всегда является достаточной); отсутствии привлекательных условий и «прозрачного» механизма привлечения частных инвестиций; отсутствии механизма защиты прав частных инвесторов. Все вышеперечисленное позволяет говорить о сложившихся предпосылках реформирования действующего законодательства».