26 января '12

Технопарки реструктурируют в ОАО и откроют для частных инвесторов

Одной из главных тем повестки дня в отрасли является перспектива реструктурирования технопарков из ЗАО или ГО (госучреждения) в форму ОАО, что откроет доступ к технопаркам частным инвесторам.
Речь идет о возможности привлечения дополнительных средств в размере порядка 0,5 млрд руб. Для сравнения в 2012 году на программу технопарков было выделено из госбюджета порядка 1,5 млрд руб, в целом же на создание технопарков за время работы программы из бюджета было выделено около 20 млрд руб.
В целом идея привлечения частных компаний к программе создания технопарков представляется отраслевым экспертам логичной и привлекательной. По мнению профессионалов, такой шаг в первую очередь преследует цель минимизации рисков, связанных с сокращением программ финансирования на федеральном и региональном уровнях, в частности прекращения или приостановления финансирования строительства технопарков в некоторых субъектах РФ. Среди позитивных моментов реструктуризации технопарков в форму ОАО отмечается существенное расширение возможностей финансирования проекта, а также повышение прозрачности и степени раскрытия технопарками информации.
Аналитики уверены, что вложение средств в программу создания технопарков может заинтересовать крупные венчурные фонды или объединенные пулы инвесторов, которые смогут себе позволить доли от 10 до 25%. При этом отмечается, что инвестиции такого масштаба сопряжены с высокими рисками, что может существенно затруднить процесс поиска инвесторов. По мнению экспертов, инвестиционные риски в данном случае традиционные - политические, финансовые и административные. Немаловажным фактором аналитики читают отсутствие на сегодняшний день привлекательных условий и «прозрачного» механизма привлечения частных инвестиций, а также отсутствие механизма защиты прав частных инвесторов. Делается вывод о назревшей необходимости реформирования действующего законодательства.
В отрасли существуют разные оценки эффективности госинвестиций в программу технопарков. Одни представители экспертного сообщества говорят о том, что результаты на сегодняшний день достаточно высокие, другие придерживаются противоположной точки зрения, ссылаясь на недавнее заявление главы государства и подчеркивая, что все усилия государства по созданию работающих технопарков остаются во многом на бумаге. Таким образом, несмотря на большой потенциал идеи привлечения частных капиталов в программу создания технопарков, успех проекта во многом зависит от конкретных действий регулятора на данном этапе, в том числе по внесению соответствующих изменений в действующее законодательство.
 


Эксклюзивные комментарии:

Варвара Сучкова, старший юрист Практики ГЧП и инфраструктуры
юридическая компания «Вегас-Лекс»

«Отличительной особенностью технопарков (в частности, технопарков в сфере высоких технологий) является то, что объекты инфраструктуры технопарков создаются, в том числе, за счет средств федерального бюджета. Субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на создание и развитие объектов технопарков распределяются адресно и предоставляются на основе принципа софинансирования расходов бюджетов субъектов РФ. При этом уровень софинансирования расходных обязательств поставлен в зависимость от уровня расчетной бюджетной обеспеченности конкретного субъекта РФ (устанавливается по формуле, утвержденной Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета на создание технопарков, и не может быть установлен выше 50% расходного обязательства). Таким образом, сокращение федерального финансирования программ строительства технопарков, может повлечь за собой принятие решения о прекращении/приостановлении финансирования строительства технопарков в некоторых субъектах РФ. Риски, связанные с сокращением программ финансирования на федеральном и региональном уровнях, могут быть сняты путем создания привлекательных условий участия частных инвесторов в сфере создания технопарков. Однако основополагающим фактором в указанном вопросе является степень регламентации модели взаимодействия инициаторов создания технопарка с потенциальными и действующими инвесторами. А именно: условия участия инвестора; схема внесения средств; схема получения прибыли инвестором. Говоря о возможных рисках открытия технопарков для частных инвестиций, следует отметить ряд моментов. Во-первых, на законодательном уровне отсутствуют закрепленные порядок и условия взаимодействия управляющей компании с организациями, участвующими в создании объектов технопарков. Также следует отметить ограниченное влияние созданных управляющих компаний технопарков на риски неравномерного бюджетного финансирования, связанные с задержкой финансирования. Кроме того, пообъектное финансирование технопарка частным инвестором путем заключения инвестиционного договора о строительстве объектов инфраструктуры технопарка с управляющей компанией, как это происходит в настоящий момент, а также возможность уже привлеченных инвесторов прекратить или сократить финансирование, является риском и для инициаторов создания технопарков по причине невозможности учета ежегодно привлекаемого внебюджетного финансирования, как следствие – ошибочное бизнес-планирование создания технопарка. С учетом масштабов строительства технопарков целесообразно рассмотреть возможность создания управляющей компании с несколькими равноправными участниками, как со стороны государства, так и со стороны частного инвестора, со строгой регламентаций мер по защите прав всех участников создания технопарков в сфере высоких технологий. При участии РФ и субъекта РФ в капитале управляющей компании объем участия частного инвестора ограничен 50% минус две акции акционерного общества. Данное обстоятельство несет риск того, что привлечение частных инвесторов может быть обусловлено наличием бюджетных средств на приобретение дополнительных акций РФ или субъектом РФ, поскольку законодательство не допускает размывания доли государственного акционера. На сегодняшний день можно говорить о недостаточной проработанности правовой базы создания и развития технопарков; прямой зависимости успешного функционирования технопарков от финансовой поддержки со стороны государства (которая не всегда является достаточной); отсутствии привлекательных условий и «прозрачного» механизма привлечения частных инвестиций; отсутствии механизма защиты прав частных инвесторов. Все вышеперечисленное позволяет говорить о сложившихся предпосылках реформирования действующего законодательства».



Дмитрий Баранов, ведущий эксперт
УК «Финам Менеджмент»

«Привлечение частных инвестиций в государственные технопарки было бы логично по целому ряду причин. Во-первых, с государства снималась бы часть финансовой нагрузки по развитию технопарков, а на высвободившиеся средства государство могло бы либо развивать существующие технопарки, либо создавать новые. Во-вторых, это отвечало бы общемировой тенденции по появлению в нашей стране частных технопарков. В-третьих, это серьезно стимулировало бы научную деятельность в технопарках, способствовало появлению новых разработок и скорейшей их коммерциализации и выпуске продукции на их основе. Для частного инвестора риски, как обычно, стандартные. Политические, то есть риск изменения отношения государства к проекту и введение возможного запрета на участие частного бизнеса в развитии программы технопарков, да еще и без компенсации понесенных затрат. Финансовые риски, то есть сделанные вложения могут либо не окупиться совсем, либо окупиться за более долгий срок, чем рассчитывалось первоначально. Административные риски, то есть изменение условий участия частных компаний в программе развития технопарков, что сделает невозможным достижение запланированных финансовых показателей. Для государства риск собственно один и заключается он в том, что частный инвестор может выйти из проекта, вне зависимости от причин этого, и государству опять придется взваливать на себя эту ношу. Форма ОАО может способствовать притоку инвестиций в технопарки, причем как через проведение ими IPO, так и через повышение интереса к их деятельности, со стороны инвесторов. То есть, инвесторы могут начать приходить в технопарки для финансирования размещенных там научных коллективов, организации производства, создания собственных структур, а не только для приобретения акций компаний управляющих технопарками. Эффективность государственного финансирования в структуру технопарков высокая. На сегодняшний день уже построено пять технопарков в разных регионах страны общей площадью в 138 тысяч квадратных метров. Расходы федерального бюджета на данную программу составили 6 млрд. рублей за период 2007-2010 годов. В настоящее время строится еще 8 технопарков. Объем федеральных субсидий составит 6,089 млрд рублей в 2011-2014 году. Выручка компаний-резидентов технопарков в 2007-2010 годах составила свыше 22 млрд. рублей. Перспективы технопарков отличные. Большинство технопарков будут развиваться уже самостоятельно, им уже не требуются масштабные финансовые вливания со стороны государства и регионов. Со временем вклад технопарков в экономику будет все увеличиваться и увеличиваться, причем не только в традиционных отраслях. Особо стоит отметить сегодняшнее заявление Министра связи и массовых коммуникаций РФ Игоря Щеголева в Новосибирске, который сказал, что он надеется на продление программы создания технопарков и ее финансирования и после 2014 года».



Эльдар Вагабов, аналитик
Фонд Благосостояние

«На мой взгляд, сочетание частного и государственного капитала - почти всегда выигрышное сочетание. Поэтому сама по себе идея привлечения частного капитала в государственные технопарки выглядит разумной и даже привлекательной, но при определенных условиях (например, если для бизнеса будут создаваться налоговые или иные льготы). Основные риски для государства в таком случае будут заключаться в том, что частные партнеры могут не в полном размере выполнять взятые на себя обязательства, что фактически может привести к недофинансированию проектов. Для частных инвесторов риски сотрудничества с государством сводятся к возможной потере контроля над инвестициями, бюрократизации процесса вывода инвестиций и получения дохода на них, а также обязательствам принять на себя дополнительные обязательства, напрямую не связанные с проектом. Последствия создания из государственных технопарков открытых акционерных обществ весьма разнообразны. На что следует, однако, обратить внимание - это то, что база привлечения капитала может заметно расшириться. Также должна вырасти прозрачность и степень раскрытия технопарками информации, предназначенной для внешних пользователей. И то, и другое хорошо. Поэтому идею можно только приветствовать. На текущий момент, однако, эффективность работы технопарков невысока, что буквально на днях отметил и Президент РФ. Очевидно, что все усилия государства по созданию работающих технопарков по большей части остаются на бумаге. В этих условиях возврат на частные инвестиции просто невозможен, поэтому ни о каких частных инвестициях в такие проекты пока не может быть и речи, несмотря на все обещания государства предоставить частному бизнесу широкий спектр различных льгот. Собственно говоря, это мы сегодня и наблюдаем на практике».



Василий Копосов, аналитик департамента инвестиционного моделирования
ИК «Энергокапитал»

«Инвестировать в технопарки частные инвесторы будут только большими объемами. Данная схема может быть интересна в первую очередь крупным венчурным фондам или объединенным пулам инвесторов. Речь идет о долях в технопарках объемом 10-25%, то есть, как минимум, объемам акций, предоставляющим возможность проведения собственного представителя в совет директоров, и вплоть до блокпакета. Сложности в первую очередь связаны с поиском инвесторов – зачастую подобные фонды предпочитают независимые стартапы, что лучше коррелирует с самой спецификой высокорисковых инвестиций. Кроме того, несомненно, необходимо обеспечение максимальной прозрачности раскрываемой информации и публичности технопарков».








© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов