11 октября '11
Процесс выдачи частот в России нуждается в совершенствовании
Виталий Солонин, ведущий аналитик
J'son & Partners
«В большинстве стран частоты для LTE распределяются на аукционах, в России эта практика не используется. Другие механизмы распределения частот приводят к тому, что мы наблюдаем сейчас – недовольство большинства участников рынка, включая крупнейших операторов, и отставание России по запуску коммерческих сетей LTE. Одна из наиболее серьезных проблем, с которыми сталкивается оператор при решении «частотных вопросов», - это неуверенность в завтрашнем дне. Даже получение частот на конкурсе не гарантирует оператору возможность использовать эти частоты по назначению. Сроки получения частотных назначений могут растянуться на годы, процедура крайне непрозрачная для оператора. Другая проблема – это привязка оператора к определенной технологии и оборудованию, что не позволяет ему использовать имеющиеся частоты для LTE. Третий блок проблем связан с информационной непрозрачностью, например, агрегированная по операторам и регионам информация о частотных назначениях отсутствует в свободном доступе. «Частотных проблем» у операторов хватает, это лишь некоторые из них. В плане распределения частот пока не видно серьезных положительных сдвигов. Ведутся разговоры о внедрении принципа технологической нейтральности, об изменении статуса ГКРЧ и пр., но все эти планы так и остаются на бумаге. В настоящее время фундаментальные предпосылки для цивилизованного распределения частот в стране не созданы. В ближайшей перспективе вряд ли стоит ожидать революционных изменений в части распределения и использования частот. Регулятор ищет новые модели, приемлемые для России, например, участие операторов – победителей частотных конкурсов в финансировании конверсии. Это может дать положительный результат лишь в среднесрочной перспективе. Эффективность российского регулятора можно оценить очень просто – в стране до сих пор нет ни одной коммерческой сети LTE, в то время как в мире их насчитывается порядка трех десятков. Управление спектром в стране осуществляется по административно-командному принципу, в котором большую роль играют силовики. И дело не только в пресловутом дефиците частот. Эффективность использования уже имеющегося спектра никем не оценивается; функции регулирующих структур ограничены преимущественно поиском несанкционированных радиопередатчиков. Может быть, пора провести инвентаризацию имеющегося спектра и выполнить независимую экспертизу эффективности его использования? И те организации (не только коммерческие компании), которые неэффективно используют спектр, заставить платить за него? В таком случае у обладателей частот, быть может, появится больше стимулов к эффективному использованию этого ценнейшего ресурса, к поиску и внедрению более «спектросберегающих» технологий».