5 мая '11
Отрасль связи на пороге перемен
Наталья Иващенко, руководитель телекоммуникационной группы
Компания «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»
«План реализации мероприятий по комплексной оптимизации контрольно-надзорных и разрешительных функций, предоставления государственных услуг, а также по сокращению избыточного государственного регулирования в сфере связи утвержден Распоряжением Правительства РФ от 26.04.2011 № 734-р. Исходя из указанного Распоряжения Правительство РФ признает, что необходимо оптимизировать государственное регулирование использования радиочастотного спектра, деятельность предприятий радиочастотной службы, административные процедуры, связанные с лицензированием деятельности в области связи, административные процедуры, связанные с проведением торгов на право получения лицензии в области оказания услуг связи, административные процедуры, связанные с ввозом РЭС и высокочастотных устройств на территорию РФ и их регистрацией, административные процедуры, связанные с вводом в эксплуатацию сетей связи (их фрагментов). Обязанность отчитываться о выполнении плана мероприятий возложена на Минкомсвязи России. Хотя в числе ответственных исполнителей названы и Минобороны России, и ФСО России, и ФСБ России, и Роскомнадзор, и ФАС России и др. заинтересованные федеральные органы исполнительной власти в рамках своей компетенции. План предусматривает внесение изменений в Федеральный закон «О связи», предполагающие создание для пользователей радиочастотным спектром механизмов, позволяющих передавать право пользования радиочастотами (радиочастотными каналами) для РЭС гражданского назначения другим лицам; механизм досрочного прекращения срока действия разрешения на использование радиочастотного спектра с выделением пользователю другой полосы радиочастот или других радиочастот (радиочастотных каналов), а при невозможности их выделения - с компенсацией понесенных пользователем радиочастотного спектра убытков, в том числе упущенной выгоды. В настоящее время в законодательстве не прописана возможность передачи права пользования радиочастотами (радиочастотными каналами) другому лицу. Такое введение, могло бы дать возможность операторам более эффективно использовать радиочастоты, не проходя длительную процедуру оформления (переоформления) разрешений. Что касается механизма досрочного прекращения срока действия разрешения на использование радиочастотного спектра, то здесь много вопросов возникает в случае необходимости выплаты компенсаций. Представляется, что достаточно сложным будет определить размер убытков и упущенной выгоды. Маловероятно, что расчеты оператора, лишенного разрешения на использование радиочастотного спектра, и регулятора будут совпадать. В настоящее время в Федеральный закон «О связи» уже внесены изменения, согласно которым разрешение на использование радиочастотного спектра прекращается во внесудебном порядке в случае принятия ГКРЧ обоснованного решения о прекращении использования полос радиочастот, указанных в решении ГКРЧ, с возмещением владельцу радиоэлектронных средств убытков, причиненных досрочным прекращением действия решения о выделении полос радиочастот (п. 11 ст. 24). Между тем механизм расчета таких убытков отсутствует, и как применять это положение на практике пока неясно. Планом также предусматривается представление в Правительство РФ доклада о возможности изменения организационно-правовой формы и формы собственности радиочастотной службы. Следует отметить, что на сегодняшний день статус ГКРЧ законодательно не определен. ГКРЧ не является ни юридическом лицом в смысле, придаваемом этому понятию гражданским законодательством, ни органом государственной власти. Между тем данная комиссия является ключевым субъектом, участвующим в распределении радиочастотного ресурса. Данная комиссия издает решения, не являющиеся нормативными правовыми актами, но обязательными для применения на всей территории РФ, что не укладывается в принципе в российскую правовую систему. Ряд мероприятий, отмеченных в плане, направлено на упрощение процедуры получения радиочастоты или радиочастотного канала для РЭС гражданского назначения. Уже вступили в силу поправки в Федеральный закон «О связи», предусматривающие значительное сокращение срока для принятия решения Роскомандзором о присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала для РЭС гражданского назначения. Планом также предусмотрено сокращение сроков согласования с Минобороны России, ФСО России, ФСБ России заявок пользователей радиочастотного спектра. В настоящее время такая процедура очень длительна, а ответственность госорганов за затягивание этой процедуры законодательством не предусмотрена. В Плане также предлагается упорядочить процедуру получения радиочастот с точки зрения определения перечня услуг, оказываемых заявителям, определения механизма оплаты и т.д. Такие механизмы необходимы, поскольку их отсутствие ведет к искусственному затягиванию процесса получения радиочастот. Планом также предложены меры по оптимизации административных процедур, связанных с лицензированием деятельности в области связи. Положительным является предложение ввести уведомительный порядок осуществления деятельности по оказанию услуг связи в случаях, не предполагающих использование радиочастотного спектра или ресурса нумерации, а также услуг связи для целей телерадиовещания и почтовой связи. Но в то же предлагается ввести внеплановые проверки для лиц, оказывающих услуги на основании уведомлений. Пока сложно говорить об эффективности таких нововведений, поскольку неясно, каким образом это будет прописано в законодательстве и насколько упростит либо усложнит жизнь операторам связи».