5 мая '11

Отрасль связи на пороге перемен

Рынок связи ожидают серьезные перемены. Регуляторы заявили о намерении ослабить контроль отрасли - Минкомсвязи получило правительственное поручение оптимизировать контрольно-надзорные и разрешительные функций в сфере связи (план соответствующих мероприятий был утвержден Правительством 25 апреля 2011г.).
Одной из наиболее важных инициатив является получение операторами возможности передачи друг другу права на использование радиочастот. Как известно, на текущий момент частоты выдаются определенному юридическому лицу на время, указанное в лицензии, а вторичный рынок радиочастотного ресурса (возможность покупки и продажи частот самими операторами) в России отсутствует. Одной из задач, обозначенных Правительством, является разделение спектра частот, которые на текущий момент относятся к категории «совместно используемые» гражданскими и госструктурами (к этой категории относится более 50% частот), на отдельные полосы для гражданского и государственного использования. Предполагается, что такое нововведение существенно упростит процедуру согласования использования частот для операторов. Новые правила распределения частот должны быть представлены в третьем квартале 2011 года.
Еще одним принципиально важным моментом в реформе отрасли связи является инициатива, согласно которой операторы смогут оказывать услуги связи, не требующие использования частот и номеров, без лицензий – возможность оказания телематических услуг на уведомительной основе.
Эксперты и участники рынка убеждены в том, что совместное использование частот, например в сфере 4G, способно разрешить конфликтую ситуацию на российском телекоммуникационном рынке, сложившуюся на сегодняшний день, и в разы увеличить синергию, о чем свидетельствует успешный зарубежный опыт использования такой практики. Так, уже известно о проекте создания на базе «Скартела» единой инфраструктурной компании, владеющей частотами для 4G, которыми смогут пользоваться также все крупнейшие участники рынка. К важным моментам реформы профессионалы также относят постановку вопроса о статусе ГКРЧ; сокращение сроков согласования с силовыми ведомствами заявок пользователей радиочастотного спектра и др.
Аналитики отмечают, что изменения окажут позитивное влияние на отрасль связи, в частности позволят более эффективно использовать радиочастоты, исключив длительную процедуру оформления или переоформления разрешений. При этом профессионалы прогнозируют, что процесс воплощения заявленных инициатив в жизнь быстрым не будет, а кардинальных изменение на рынке связи не следует ожидать в силу монолитности структуры конкуренции на рынке. При этом об эффективности ряда предложений, предусмотренных планом преобразования отрасли, отраслевые эксперты говорить не торопятся, ссылаясь на неясность того, как именно они будут отражены в законодательстве и упростят или усложнят деятельность операторов в действительности.
 


Эксклюзивные комментарии:

Наталья Иващенко, руководитель телекоммуникационной группы
Компания «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»

«План реализации мероприятий по комплексной оптимизации контрольно-надзорных и разрешительных функций, предоставления государственных услуг, а также по сокращению избыточного государственного регулирования в сфере связи утвержден Распоряжением Правительства РФ от 26.04.2011 № 734-р. Исходя из указанного Распоряжения Правительство РФ признает, что необходимо оптимизировать государственное регулирование использования радиочастотного спектра, деятельность предприятий радиочастотной службы, административные процедуры, связанные с лицензированием деятельности в области связи, административные процедуры, связанные с проведением торгов на право получения лицензии в области оказания услуг связи, административные процедуры, связанные с ввозом РЭС и высокочастотных устройств на территорию РФ и их регистрацией, административные процедуры, связанные с вводом в эксплуатацию сетей связи (их фрагментов). Обязанность отчитываться о выполнении плана мероприятий возложена на Минкомсвязи России. Хотя в числе ответственных исполнителей названы и Минобороны России, и ФСО России, и ФСБ России, и Роскомнадзор, и ФАС России и др. заинтересованные федеральные органы исполнительной власти в рамках своей компетенции. План предусматривает внесение изменений в Федеральный закон «О связи», предполагающие создание для пользователей радиочастотным спектром механизмов, позволяющих передавать право пользования радиочастотами (радиочастотными каналами) для РЭС гражданского назначения другим лицам; механизм досрочного прекращения срока действия разрешения на использование радиочастотного спектра с выделением пользователю другой полосы радиочастот или других радиочастот (радиочастотных каналов), а при невозможности их выделения - с компенсацией понесенных пользователем радиочастотного спектра убытков, в том числе упущенной выгоды. В настоящее время в законодательстве не прописана возможность передачи права пользования радиочастотами (радиочастотными каналами) другому лицу. Такое введение, могло бы дать возможность операторам более эффективно использовать радиочастоты, не проходя длительную процедуру оформления (переоформления) разрешений. Что касается механизма досрочного прекращения срока действия разрешения на использование радиочастотного спектра, то здесь много вопросов возникает в случае необходимости выплаты компенсаций. Представляется, что достаточно сложным будет определить размер убытков и упущенной выгоды. Маловероятно, что расчеты оператора, лишенного разрешения на использование радиочастотного спектра, и регулятора будут совпадать. В настоящее время в Федеральный закон «О связи» уже внесены изменения, согласно которым разрешение на использование радиочастотного спектра прекращается во внесудебном порядке в случае принятия ГКРЧ обоснованного решения о прекращении использования полос радиочастот, указанных в решении ГКРЧ, с возмещением владельцу радиоэлектронных средств убытков, причиненных досрочным прекращением действия решения о выделении полос радиочастот (п. 11 ст. 24). Между тем механизм расчета таких убытков отсутствует, и как применять это положение на практике пока неясно. Планом также предусматривается представление в Правительство РФ доклада о возможности изменения организационно-правовой формы и формы собственности радиочастотной службы. Следует отметить, что на сегодняшний день статус ГКРЧ законодательно не определен. ГКРЧ не является ни юридическом лицом в смысле, придаваемом этому понятию гражданским законодательством, ни органом государственной власти. Между тем данная комиссия является ключевым субъектом, участвующим в распределении радиочастотного ресурса. Данная комиссия издает решения, не являющиеся нормативными правовыми актами, но обязательными для применения на всей территории РФ, что не укладывается в принципе в российскую правовую систему. Ряд мероприятий, отмеченных в плане, направлено на упрощение процедуры получения радиочастоты или радиочастотного канала для РЭС гражданского назначения. Уже вступили в силу поправки в Федеральный закон «О связи», предусматривающие значительное сокращение срока для принятия решения Роскомандзором о присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала для РЭС гражданского назначения. Планом также предусмотрено сокращение сроков согласования с Минобороны России, ФСО России, ФСБ России заявок пользователей радиочастотного спектра. В настоящее время такая процедура очень длительна, а ответственность госорганов за затягивание этой процедуры законодательством не предусмотрена. В Плане также предлагается упорядочить процедуру получения радиочастот с точки зрения определения перечня услуг, оказываемых заявителям, определения механизма оплаты и т.д. Такие механизмы необходимы, поскольку их отсутствие ведет к искусственному затягиванию процесса получения радиочастот. Планом также предложены меры по оптимизации административных процедур, связанных с лицензированием деятельности в области связи. Положительным является предложение ввести уведомительный порядок осуществления деятельности по оказанию услуг связи в случаях, не предполагающих использование радиочастотного спектра или ресурса нумерации, а также услуг связи для целей телерадиовещания и почтовой связи. Но в то же предлагается ввести внеплановые проверки для лиц, оказывающих услуги на основании уведомлений. Пока сложно говорить об эффективности таких нововведений, поскольку неясно, каким образом это будет прописано в законодательстве и насколько упростит либо усложнит жизнь операторам связи».



Игорь Чесноков, руководитель отдела маркетинга и аналитики
ИА «Интегрум»

«По мере того, как российская экономика выходит из кризиса, одним из наиболее ощутимых последствий остается как беспрецедентно высокий уровень участия государства в экономике, так и зачастую избыточное регулирование отдельных отраслей. Последние заявления и инициативы первых лиц по данному вопросу позволяют сделать вывод о том, что понимание данного вопроса присутствует. Соответственно, снижение государственного надзора над рассматриваемой отраслью хорошо вписывается в обозначенный курс. Поскольку государство входит в экономику легко и быстро, а потом передает занятые позиции бизнесу неохотно, можно ожидать, что быстрым данный процесс не будет. Тем не менее, в случае успеха можно ожидать некоторых изменений в работе отрасли. Революционных преобразований не будет, поскольку рынок обладает монолитной структурой конкурентов».



Татьяна Толмачева, директор по стратегическому развитию бизнеса
CISCO

«С одной стороны, внесение изменений в любой закон – это стандартный процесс, который чаще всего является результатом изменений среды, которую этот закон регулирует. Можно сказать, что с момента принятия Закона «О связи» в 2003 году уже прошло достаточно много времени, и, без сомнения, российская отрасль связи кардинально изменилась с тех пор. Революционным в этих поправках, по моему мнению, является то, что, во-первых, Правительство признало, что государственное регулирование в отрасли связи у нас является избыточным. Во-вторых, что основная цель этих изменений заключается в ослаблении влияния государства на частотное регулирование. Частоты и номерной ресурс всегда был «лакомым кусочком» для разных групп, и в первую очередь, для инвесторов. На этих ресурсах всегда можно было хорошо заработать. И эта сфера всегда достаточно жестко регулировалась и контролировалась. Без сомнения, совершенствование процессов государственного регулирования при распределении частот является важным и нужным шагом для дальнейшего развития всей отрасли связи. Вопрос с частотами уже давно относится к разряду «наболевших». Все мы были свидетелями далеко ни одного «частотного» скандала. Особенно остро эта тема встала при распределении частот под 4G. Тем не менее, ключевым в этом вопросе является то, каким образом будет оптимизировано частотное регулирование, и чьи интересы оно будет защищать. Черт, как говорится, в деталях».








© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов