30 ноября '10
Регулированием радиочастот займется спецведомство
Юлия Волкова, заместитель начальника
АНО «Центр анализа электромагнитной совместимости»
«Проблема заключается в том, что в настоящее время процесс согласования частот имеет множество этапов, часть которых была введена в последние три-четыре года без явной на то необходимости, и – мало того – без какой-либо законодательной основы и даже без решений ГКРЧ. Согласно этим «новоявленным» процедурам заявочные документы оператора многократно переписываются и пересылаются между ведомствами. Это затягивает процесс, требует увеличения штата Роскомндзора, приводит к ошибкам и опечаткам, еще более запутывающим и без того сложный процесс получения частот. Слаженной работе системы мешает и то, что подразделения Минобороны и ФСО, работающие с заявками операторов, продолжают выполнять еще и свои прямые обязанности. В последнее время с ростом числа гражданских заявок при сокращении численности армии, сроки согласования частот для гражданских операторов существенно возросли. Кроме того, в разных ведомствах электромагнитную совместимость считают на разных программах, порой разработанных «на коленке». Во всяком случае, ни одна из программ публично не тестировалась и достоверность результатов ничем не подтверждена. Отсутствие единой базы данных частотных назначений не позволяет проверить причину отказа, и согласующие ведомства могут отказывать в согласовании частот без всяких на то реальных оснований. Мало того, оператор не в состоянии узнать, по какой причине ему отказывают, и можно ли что-то предпринять по этому поводу. Решением проблемы может стать создание в стране единого радиочастотного органа, который имел бы соответствующие базы данных и обладал бы полномочиями для вынесения однозначного решения без лишней пересылки документов из ведомства в ведомство. По поводу «торгов» - вопрос неоднозначный. Вряд ли разумно устраивать торги по частотам для того, чтобы, например, построить однопролетную РРЛ для связи объекта нефтедобычи с ближайшим поселком. Да и аукцион на частоты для новых технологий - тоже вещь в себе. Реально, сегодня на рынке нет «малых компаний», способных быстро построить федеральную сеть, например, стандарта LTE. А тех, кто может – мы давно знаем наперечет. Так что аукцион - здесь тоже не решение проблемы, а, скорее, ее запутывание. Кроме того, какие частоты разыгрывать на торгах? Америка для нас не пример. Там продаваемые частоты освобождают от устаревших технологий задолго до аукционов. И там вряд ли возможна ситуация, когда оператор, выигравший лицензию на конкурсе, вдруг, получат отказ от военных из-за «невозможности обеспечить электромагнитную совместимость». Но есть и другой вариант – в ряде стран продают на аукционе не сами частот, а право на проведение работ по высвобождению спектра, занятого, например военными радиосредствами. В такой постановке вопроса торги – благо для всех. Для оператора – они дают гарантию, что он получит то, за что готов платить. Для государства – нет очередных глобальных и совершенно безысходных «конверсионных» работ стоимостью в миллиарды бюджетных рублей. Для регулятора – снимается головная боль по координации этих самых конверсионных работ. Не рискну предсказывать, каким будет заключение правительства, как известно, прогнозы удавались только поэтам. По непонятным мне причинам Минкомсвязи не поддерживает этот законопроект. Хотя, казалось бы, именно это ведомство и должно было бы стать его самым ярым сторонником, так как такой закон красиво решает массу наболевших проблем. Что такое ГКРЧ сегодня? На это вопрос хорошо отвечает Постановление Конституционного Суда РФ от 28 февраля 2006 № 2-П, которое (абз.7, п. 2.1): констатирует, что «Государственная комиссия по радиочастотам не является федеральным органом исполнительной власти, ее права не тождественны правам таких органов и в силу своей природы ГКРЧ не может осуществлять нормативно-правовое регулирование. <…> Ее решения <…> приобретают обязательный для всех органов исполнительной власти, юридических и физических лиц характер постольку, поскольку утверждаются …. полномочным федеральным органом исполнительной власти в области связи, либо согласованным решением данного органа и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти». Из этого следует, что решения ГКРЧ являются безусловно обязательными только в области полномочий Минкомсвязи, т.е. в сфере связи и массовых коммуникаций. Для распространения обязательности их исполнения на другие сферы, например науку и образование, здравоохранение, энергетика и т.п. требуется согласованное решение с соответствующими органами исполнительной власти, которые зачастую не входят в состав комиссии. Таким образом, законопроект точно отражает сегодняшнюю ситуацию, когда ГКРЧ в ее сегодняшнем виде фактически является узковедомственным органом, а решения ГКРЧ носят низкий статус и необязательны к исполнению в сферах ответственности других министерств и ведомств. Следовательно, совершенно однозначно, что для успешного централизованного регулирования использования спектра в целях его эффективного использования необходимо повысить статус ГКРЧ. К тому же и опыт других стран показывает, что в мире создаются независимые от отраслевого министерства органы по регулированию использования спектра, подчиненные Правительству, Парламенту, Президенту страны, в раде случаев – Совету безопасности. Говоря о том, сможет ли законопроект изменить сложную ситуацию с регулированием частотного спектра. Пока законопроект – это бумага. Пусть сначала станет законом. Если помните, первый вариант проекта закона «О связи» отличается от принятого документа процентов на 90. Но дорогу осилит только идущий. Тот, кто стоит на месте, там и останется. Проект Закона «О спектре», разработанный Советом Федерации в 2007-2010 годах, предполагает простой и понятный алгоритм согласования частот, учитывающий интересы всех пользователей спектра при наличии единого координатора работ. Помимо самих частотных назначений этот единый орган должен выполнять анализ перспективных технологий и тенденций использования спектра за рубежом с целью подготовки предложений по модернизации и разработке в России новых радиоэлектронных средств. Предусмотрено также и создание единой базы данных частотных назначений, которая позволит иметь точные данные об использования спектра всеми операторами, и на этом основании можно будет принимать как текущие решения, так и решения о применении новых радиотехнологий».