30 ноября '10
Регулированием радиочастот займется спецведомство
В конце октября в Правительство поступил доработанный законопроект сенатора от Красноярского края и председателя подкомиссии по связи комиссии по естественным монополиям СФ Вячеслава Новикова. В проекте закона «О радиочастотном спектре» предполагается передать регулирование «отношений, связанных с использованием радиочастотного спектра» специальному ведомству. В частности новому регулятору должны быть переданы функции выделения и присвоения частот, а также контроля и надзора за использованием частотного спектра, которые сейчас выполняют межведомственная Госкомиссия по радиочастотам и Роскомнадзор.
Частоты по законопроекту предлагается разыгрывать на аукционах (сейчас частоты выделяются по результатам безденежных конкурсов). На рассмотрение в ГД законопроект поступит лишь после заключения Правительства. Известно, что отношение Минэкономразвития к законопроекту в целом положительное.
В экспертном сообществе к идее появления спецведомства, которое будет заниматься урегулированием вопросов, связанным с частотами относятся по-разному. Одни говорят о том, что появление такого института и реализация идеи выделения частот по итогам торгов окажет позитивное влияние на ситуацию с частотами, сложившуюся на сегодняшний день, сделав эти процессы более прозрачными и понятными. Немаловажным плюсом считается появление возможности пополнения бюджета благодаря грамотному распределению частотного спектра. Другие анализируют опыт работы ГКРЧ, делая акцент на том, что именно мешает работе регулятора.
Говоря о том, как новшества отразятся на участниках рынка, отраслевые эксперты отмечают, что больше всего от нововведений пострадают мелкие участники рынка, которые не смогут выжить в новых конкурентных условиях, так как основным аргументом станут деньги. Крупные игроки в данном случае только усилят свои позиции, получив еще больше возможностей и рычагов влияния. При этом аналитики считают, что вероятность принятия закона весьма велика.
Справка о разработке Закона «О радиочастотном спектре»
Экспертная группа по разработке Закона о спектра создана Комиссий Совета Федерации по естественным монополиям в сентябре 2007 года. В состав группы вошли признанные российские специалисты в области управления использованием спектра, представители отраслевой науки, профильных ассоциаций операторов, сотрудники заинтересованных министерств и ведомств.
В качестве первого этапа работы группа подготовила концепцию Закона, которую летом 2008 года Совет Федерации разослал для ознакомления во все заинтересованные министерства и ведомства.
Осенью-зимой 2008 года концепция была доработана в соответствии с полученными конструктивными замечаниями. Затем Совет Федерации объявил конкурс на написание текста Закона. Выигравшая этот конкурс юридическая фирма подготовила Проект Закона, который после некоторых корректировок был вынесен на Круглый стол Совета Федерации, и затем представлен в Правительство РФ для необходимых согласований.
Суда по тому, что законопроект передан в правительство, можно полагать, что к настоящему моменту все полученные замечания авторами законопроекта учтены.
Источник: АНО «Радиочастотный центр МО»
Историческая справка
ГКРЧ была создана в 1972 году как независимый межведомственный коллегиальный орган, в состав которого входили представители министерств и ведомств, использующих радиочастотный ресурс. Министерство связи входило в комиссию как один из ее равноправных членов. Министр связи выступал в роли Председателя ГКРЧ. Работой Комиссии между заседаниями руководили 2 Заместителя, не подчиненные Минсвязи (один гражданский и один военный). В составе аппарата ГКРЧ (который также не входил структурно в Минсвязи) работали несколько прикомандированных офицеров Вооруженных сил. Все это позволяло ГКРЧ работать эффективно и оперативно, и принимаемые решения учитывали интересы всех заинтересованных отраслей промышленности. Аппарат комиссии был введен в состав Госкомсвязи России в начале 90-х годов. Однако ГКРЧ сохраняла статус межведомственного органа. Этому способствовал и ее состав. Каждое ведомство было представлено только одним членом Комиссии. В 2004 году из ГКРЧ были выведены некоторые ключевые министерства, потеряли свое представительство в Комиссии такие пользователи спектра, как РЖД, гражданская авиация, морской и речной транспорт, топливно-энергетический комплекс, а также представители операторских компаний.
Источник: АНО «Радиочастотный центр МО»
Эксклюзивные комментарии:
Юлия Волкова, заместитель начальника
АНО «Центр анализа электромагнитной совместимости»
«Проблема заключается в том, что в настоящее время процесс согласования частот имеет множество этапов, часть которых была введена в последние три-четыре года без явной на то необходимости, и – мало того – без какой-либо законодательной основы и даже без решений ГКРЧ. Согласно этим «новоявленным» процедурам заявочные документы оператора многократно переписываются и пересылаются между ведомствами. Это затягивает процесс, требует увеличения штата Роскомндзора, приводит к ошибкам и опечаткам, еще более запутывающим и без того сложный процесс получения частот. Слаженной работе системы мешает и то, что подразделения Минобороны и ФСО, работающие с заявками операторов, продолжают выполнять еще и свои прямые обязанности. В последнее время с ростом числа гражданских заявок при сокращении численности армии, сроки согласования частот для гражданских операторов существенно возросли. Кроме того, в разных ведомствах электромагнитную совместимость считают на разных программах, порой разработанных «на коленке». Во всяком случае, ни одна из программ публично не тестировалась и достоверность результатов ничем не подтверждена. Отсутствие единой базы данных частотных назначений не позволяет проверить причину отказа, и согласующие ведомства могут отказывать в согласовании частот без всяких на то реальных оснований. Мало того, оператор не в состоянии узнать, по какой причине ему отказывают, и можно ли что-то предпринять по этому поводу. Решением проблемы может стать создание в стране единого радиочастотного органа, который имел бы соответствующие базы данных и обладал бы полномочиями для вынесения однозначного решения без лишней пересылки документов из ведомства в ведомство. По поводу «торгов» - вопрос неоднозначный. Вряд ли разумно устраивать торги по частотам для того, чтобы, например, построить однопролетную РРЛ для связи объекта нефтедобычи с ближайшим поселком. Да и аукцион на частоты для новых технологий - тоже вещь в себе. Реально, сегодня на рынке нет «малых компаний», способных быстро построить федеральную сеть, например, стандарта LTE. А тех, кто может – мы давно знаем наперечет. Так что аукцион - здесь тоже не решение проблемы, а, скорее, ее запутывание. Кроме того, какие частоты разыгрывать на торгах? Америка для нас не пример. Там продаваемые частоты освобождают от устаревших технологий задолго до аукционов. И там вряд ли возможна ситуация, когда оператор, выигравший лицензию на конкурсе, вдруг, получат отказ от военных из-за «невозможности обеспечить электромагнитную совместимость». Но есть и другой вариант – в ряде стран продают на аукционе не сами частот, а право на проведение работ по высвобождению спектра, занятого, например военными радиосредствами. В такой постановке вопроса торги – благо для всех. Для оператора – они дают гарантию, что он получит то, за что готов платить. Для государства – нет очередных глобальных и совершенно безысходных «конверсионных» работ стоимостью в миллиарды бюджетных рублей. Для регулятора – снимается головная боль по координации этих самых конверсионных работ. Не рискну предсказывать, каким будет заключение правительства, как известно, прогнозы удавались только поэтам. По непонятным мне причинам Минкомсвязи не поддерживает этот законопроект. Хотя, казалось бы, именно это ведомство и должно было бы стать его самым ярым сторонником, так как такой закон красиво решает массу наболевших проблем. Что такое ГКРЧ сегодня? На это вопрос хорошо отвечает Постановление Конституционного Суда РФ от 28 февраля 2006 № 2-П, которое (абз.7, п. 2.1): констатирует, что «Государственная комиссия по радиочастотам не является федеральным органом исполнительной власти, ее права не тождественны правам таких органов и в силу своей природы ГКРЧ не может осуществлять нормативно-правовое регулирование. <…> Ее решения <…> приобретают обязательный для всех органов исполнительной власти, юридических и физических лиц характер постольку, поскольку утверждаются …. полномочным федеральным органом исполнительной власти в области связи, либо согласованным решением данного органа и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти». Из этого следует, что решения ГКРЧ являются безусловно обязательными только в области полномочий Минкомсвязи, т.е. в сфере связи и массовых коммуникаций. Для распространения обязательности их исполнения на другие сферы, например науку и образование, здравоохранение, энергетика и т.п. требуется согласованное решение с соответствующими органами исполнительной власти, которые зачастую не входят в состав комиссии. Таким образом, законопроект точно отражает сегодняшнюю ситуацию, когда ГКРЧ в ее сегодняшнем виде фактически является узковедомственным органом, а решения ГКРЧ носят низкий статус и необязательны к исполнению в сферах ответственности других министерств и ведомств. Следовательно, совершенно однозначно, что для успешного централизованного регулирования использования спектра в целях его эффективного использования необходимо повысить статус ГКРЧ. К тому же и опыт других стран показывает, что в мире создаются независимые от отраслевого министерства органы по регулированию использования спектра, подчиненные Правительству, Парламенту, Президенту страны, в раде случаев – Совету безопасности. Говоря о том, сможет ли законопроект изменить сложную ситуацию с регулированием частотного спектра. Пока законопроект – это бумага. Пусть сначала станет законом. Если помните, первый вариант проекта закона «О связи» отличается от принятого документа процентов на 90. Но дорогу осилит только идущий. Тот, кто стоит на месте, там и останется. Проект Закона «О спектре», разработанный Советом Федерации в 2007-2010 годах, предполагает простой и понятный алгоритм согласования частот, учитывающий интересы всех пользователей спектра при наличии единого координатора работ. Помимо самих частотных назначений этот единый орган должен выполнять анализ перспективных технологий и тенденций использования спектра за рубежом с целью подготовки предложений по модернизации и разработке в России новых радиоэлектронных средств. Предусмотрено также и создание единой базы данных частотных назначений, которая позволит иметь точные данные об использования спектра всеми операторами, и на этом основании можно будет принимать как текущие решения, так и решения о применении новых радиотехнологий».
Василий Копосов, аналитик департамента инвестиционного моделирования
ИК «Энергокапитал»
«Идея создания спецведомства, контролирующего распределение радиочастот посредством розыгрыша их на аукционных торгах, благотворно отразится на прозрачности самого процесса, а бюджет получит дополнительные средства от распределения частот. В то же время, аукционы еще сильнее усложнят жизнь мелким участникам рынка, не имеющими сопоставимых с крупными игроками финансовых возможностей. Крупные участники рынка смогут посредством аукционных торгов диктовать свою волю и влиять на распределение частот в свою пользу. В целом, создание подобного законопроекта видится нам весьма целесообразным. В том случае, если г-ну Новикову удастся учесть в нем замечания участников рынка и непосредственно правительства, вероятность принятия закона весьма велика».
Денис Кусков, генеральный директор
Telecomdaily
«Отношусь к перспективе того, что частоты будут разыгрываться на торгах положительно, это должно сделать эту процедуру более прозрачной, чем она есть на данный момент. Шансы на одобрения закона есть, но будет и сопротивление, поэтому сказать, как разрешится ситуация пока рано. ГРКЧ должна была изначально сделать процедуру выдачи частот более прозрачной и понятной всем игрокам, а не заниматься кулуарными играми. Сможет ли законопроект изменить сложную ситуацию с регулированием частотного спектра - не скажу. По идее так и должно быть, если не вмешаются какие-то силы в этот процесс».