6 августа '08
СМАРТС продает 97% активов
Андрей Клапко, аналитик
«Пробизнесбанк»
«СМАРТС изначально интересен всем операторам «большой тройки» как один из последних крупных независимых региональных игроков. Несмотря на то, что вся тройка давно присутствует в Поволжье, СМАРТС представляет собой уникальный актив, который может позволить значительно усилить позиции потенциального покупателя в очень перспективном и индустриально развитом регионе. Среди операторов «большой тройки» наибольшую заинтересованность в покупке СМАРТС проявлял «Вымпелком», что изначально делает его наиболее вероятным претендентом на покупку. Однако тот факт, что «Вымпелком» еще не до конца «переварил» покупку «Голден-телекома», которая значительно повысила его долговую нагрузку, снижает его шансы, на мой взгляд, так как в противном случае придется дополнительно привлекать значительный капитал. Исходя из данных об абонентской базе компании по итогам 2007 года (4 млн абонентов), СМАРТС можно оценить в $1,2-$1,6 млрд, что подразумевает $300-400 за абонента. Оценка выглядит консервативной на фоне ряда сделок, проходивших на рынках СНГ некоторое время назад (где стоимость абонента могла доходить до $100). Однако стоит помнить о том, что в данном случае речь не идет о вхождении на новый рынок и к тому же уровень проникновения сотовой связи в России давно перевалил за 100%, что значительно ограничивает потенциальные темпы экстенсивного роста. С другой стороны, в свете последних событий на российском рынке и его тотальной переоценки со стороны западных инвесторов, сами операторы «большой тройки» стали стоить достаточно дешево, в частности, МТС оценивается сейчас около $300 за абонента. Исходя из этой ситуации, к СМАРТС можно применить еще более консервативную оценку в $200-300 за абонента, что составляет $0,8-$1,1 млрд. Я, однако, полагаю, что сделка пройдет исходя из первой оценки», подытоживает г-н Клапко. Что касается инвестиций и перспектив, то здесь аналитик говорит: «В 2007 году, согласно отчету компании, капитальные затраты СМАРТС резко снизились по сравнению с предыдущим годом (с 26% до 11% от годовой выручки), что было связано с ограниченной возможностью по привлечению ресурсов. При новом собственнике, я думаю, можно ожидать стабильных вложений не ниже 15% от выручки, что может примерно составлять $150 млн за 5 лет. Среди перспектив развития компании можно выделить несколько моментов: сокращение непомерной долговой нагрузки (сейчас Net debt/EBITDA превышает 4, что значительно больше порогового значения 3); оптимизация операционных затрат (EBITDA margin у СМАРТС уступает операторам «большой тройки»); увеличение ARPU за счет возможного роста тарифов (согласно отчету самой компании за 2007 год, СМАРТС активно конкурировала в ценовом сегменте, устанавливая тарифы ниже, чем у федеральных операторов, с целью повышения лояльности абонентов). Будут ли тарифы доведены до уровня федеральных операторов при смене собственника, зависит от рыночного позиционирования компании в новых условиях, однако, я считаю, что такое развитие событий наиболее вероятно».