7 октября '09
Роскомнадзор борется с нелицензированным ТВ
Глеб Пыжов, генеральный директор
ИК «Некстер»
Глеб Пыжов, генеральный директор ИК «Некстер»: «Услуга под названием «кабельное телевидение» - это результат деятельности трех сторон: производителя контента, вещателя (телеканала) и оператора связи. Соответственно, эти три стороны имеют различную специальную правоспособность. В данном случае существенно то, что телеканал должен обладать лицензией на вещание, т.е. на распространение телепрограмм, а оператор связи, который транслирует сигнал в кабельных сетях, должен иметь лицензию на оказание услуг связи для целей кабельного вещания. При этом одним из условий для оператора связи является «наличие лицензии (лицензий) на вещание или договоров с лицензиатами-вещателями». Это цитата из всем известного Постановления Правительства РФ № 87 от 18 февраля 2005 года, т.е. постановления почти пятилетней давности. Вопрос: кто мешал операторам кабельного телевидения, т.е. этим самым операторам связи, либо самим обзавестись второй лицензией, либо заключить правильные договоры с теми, кто этой лицензией обладает? Вопрос в большей мере риторический, поскольку объективные и субъективные сложности этого процесса известны. В первую очередь возникают правовые проблемы с ретрансляцией зарубежных телевизионных каналов на территории Российской Федерации. Законодательством РФ право на вещание таких каналов существенно ограничено. В соответствии со ст. 19.1 Федерального Закона «О средствах массовой информации» иностранное лицо не сможет стать учредителем телепрограммы, не зарегистрирует СМИ, а следовательно, не получит лицензию на вещание. Единственным выходом из этой ситуации представляется получение российским оператором связи лицензий на вещание иностранных каналов. Но и здесь не все гладко. В соответствии с п. 13 Положения о лицензировании телевещания в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994 года, № 1359, запрещено получение лицензии на вещание более чем по двум каналам на одну и ту же территорию. Это означает, что оператор связи будет вынужден либо транслировать всего два зарубежных канала, что неконкурентоспособно, либо плодить десятки юрлиц, получая на каждое из них по две лицензии, либо нарушать закон, что наблюдается в большинстве случаев, и против чего направлено это письмо Роскомнадзора. Действующая для кабельных операторов система двойного лицензирования имеет множество правовых пробелов. В первую очередь это связано с устаревшими нормами в законодательстве и вызываемыми этим противоречиями. Упомянутые в Положении пятнадцатилетней давности ограничения были призваны защитить отечественных эфирных вещателей, а сегодня они реально тормозят развитие отечественного же кабельного телевидения. Кроме того, сама лицензия на вещание также была в свое время способом распределения частот для эфирного вещания, и теперь, при подавляющем охвате населения кабельными телесетями, ее необходимость неочевидна. Поэтому вместо лицензии на вещание разумно использовать простую регистрацию иностранных телеканалов как СМИ на территории РФ. Но для этого надо внести изменения в действующие и отменить устаревшие нормативно-правовые акты. Что касается действий Роскомнадзора, то следующим шагом после предписания, возможно, станет штраф за невыполнение предписания, и отзыв у оператора лицензии на услуги связи для целей кабельного вещания в судебном порядке. Другое дело, что, по моему мнению, вообще вся эта шумиха вокруг отсутствия у операторов связи лицензии на вещание инициирована одним из крупных кабельных операторов, как прием в конкурентной борьбе».