7 сентября '09
АРОС пожаловался в ФАС на «Вымпелком»
Эдуард Бабанов, управляющий партнер
Адвокатское бюро «Бабанов, Тарлыгин и партнеры»
«С точки зрения гражданского права, устанавливающего свободу заключения договора и недопустимость понуждения к его заключению (ст. 421 Гражданского кодекса РФ), действия «Вымпелкома» вполне безупречны. По всей видимости, оператор «большой тройки» не является лицом, занимающим доминирующее положение на соответствующих рынках (в Брянске, Твери, Калуге, Рязани, Тамбове и Томске). Обвинить же «Вымпелком» в недобросовестной конкуренции также будет достаточно сложно. При всей размытости определения «недобросовестная конкуренция» (п. 9 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции») законодательство содержит довольно четкий (хоть и не закрытый) перечень действий, в форме которых недобросовестная конкуренция может осуществляться (ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции»). Вместе с тем, Федеральной антимонопольной службе порой удается выйти за пределы этого перечня. Так, в 2006 году антимонопольный орган вынес предписание в отношении ОАО «Вымпелком» о прекращении переманивания клиентов состоящего в том, что абонентам ОАО «МСС-Поволжье» (сеть «Мегафон») стали поступать сообщения от представителей ОАО «Вымпелком», содержащие предложения о переходе на обслуживание к ним. Антимонопольный орган посчитал, что данные действия направлены на приобретение преимущества в предпринимательской деятельности, так как за счет такой маркетинговой акции конкуренты лишаются части абонентов. Эти действия прямо не перечислены в ст. 14 ФЗ «О защите конкуренции», однако арбитражный суд посчитал выводы антимонопольного органа обоснованными и отказал в признании предписания незаконным (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 января 2007 г. по делу № А72-7110/2006). При таких обстоятельствах спрогнозировать результат рассмотрения ФАС указанного обращения Ассоциации региональных операторов достаточно сложно. Думаю, что таких вопросов будет значительно меньше, если Правительство РФ утвердит правила недискриминационного доступа к инфраструктуре сотовой связи, которые в настоящее время готовит Федеральная антимонопольная служба РФ».