7 сентября '09

АРОС пожаловался в ФАС на «Вымпелком»

ФАС рассматривает жалобу членов Ассоциации региональных операторов связи на «Вымпелком», суть которой сводится к обвинению сотового оператора в нарушении антимонопольного законодательства. Обращение в ФАС подписано президентом ассоциации и председателем совета директоров «Tele2 Россия» Юрием Домбровским.
По мнению членов Ассоциации, отказ «Вымпелкома» присоединять сети региональных операторов мобильной связи и выставление им заградительных условий затрудняет развитие компаний и ущемляет права их абонентов, так как отсутствие прямого соединения с «Вымпелкомом» повышает стоимость звонков операторов. Новым операторам данные действия мешают выйти на рынок. Также в обращении говорится о дискриминации новых операторов и злоупотреблении «Вымпелкомом» положения лидера в региональных сетях. С подобными проблемами сталкивались операторы, принадлежащие компании Tele2, которая сейчас активно развивает региональную абонентскую базу.
Экспертам в области права трудно спрогнозировать действия ФАС в отношении жалобы, поступившей на сотового оператора «Вымпелком», поскольку компания с юридической точки зрения не нарушает законодательство. Есть один момент, который может позволить антимонопольной службе трактовать действия сотового оператора, как занимающегося недобросовестной конкуренцией ст. 4 Федерального Закона «О защите конкуренции». Только в этом случае ФАС даст ход обращению Ассоциации региональных операторов связи. Некоторые аналитики считают также, что если ФАС сочтет нарушением данное поведение «Вымпелкома», то это породит шквал жалоб сотовых операторов в отношении друг друга.
Пока комментаторам сложно спрогнозировать дальнейшее развитие событий. Они полагают, что помочь разобраться в будущем в подобных ситуациях помогут подготавливаемые в настоящее время ФАС правила недискриминационного доступа к инфраструктуре сотовой связи.


Эксклюзивные комментарии:

Эдуард Бабанов, управляющий партнер
Адвокатское бюро «Бабанов, Тарлыгин и партнеры»

«С точки зрения гражданского права, устанавливающего свободу заключения договора и недопустимость понуждения к его заключению (ст. 421 Гражданского кодекса РФ), действия «Вымпелкома» вполне безупречны. По всей видимости, оператор «большой тройки» не является лицом, занимающим доминирующее положение на соответствующих рынках (в Брянске, Твери, Калуге, Рязани, Тамбове и Томске). Обвинить же «Вымпелком» в недобросовестной конкуренции также будет достаточно сложно. При всей размытости определения «недобросовестная конкуренция» (п. 9 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции») законодательство содержит довольно четкий (хоть и не закрытый) перечень действий, в форме которых недобросовестная конкуренция может осуществляться (ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции»). Вместе с тем, Федеральной антимонопольной службе порой удается выйти за пределы этого перечня. Так, в 2006 году антимонопольный орган вынес предписание в отношении ОАО «Вымпелком» о прекращении переманивания клиентов состоящего в том, что абонентам ОАО «МСС-Поволжье» (сеть «Мегафон») стали поступать сообщения от представителей ОАО «Вымпелком», содержащие предложения о переходе на обслуживание к ним. Антимонопольный орган посчитал, что данные действия направлены на приобретение преимущества в предпринимательской деятельности, так как за счет такой маркетинговой акции конкуренты лишаются части абонентов. Эти действия прямо не перечислены в ст. 14 ФЗ «О защите конкуренции», однако арбитражный суд посчитал выводы антимонопольного органа обоснованными и отказал в признании предписания незаконным (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 января 2007 г. по делу № А72-7110/2006). При таких обстоятельствах спрогнозировать результат рассмотрения ФАС указанного обращения Ассоциации региональных операторов достаточно сложно. Думаю, что таких вопросов будет значительно меньше, если Правительство РФ утвердит правила недискриминационного доступа к инфраструктуре сотовой связи, которые в настоящее время готовит Федеральная антимонопольная служба РФ».



Вячеслав Шаталин, ведущий юрист
Консалтинговая группа «Налоговик»

«Скорее всего, члены Ассоциации региональных операторов связи ведут речь о недобросовестной конкуренции. Согласно легальному определению, под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (ст. 4 Федерального Закона «О защите конкуренции»). В данной ситуации Антимонопольному комитету предстоит нелегкая задача. Необходимо понимать, что недобросовестная конкуренция - постоянный «спутник» добросовестной конкуренции. И если государственный орган (Антимонопольный комитет) не будет чрезвычайно внимателен, то может быть допущена ошибка. Речь идет о том, что в данном случае «Вымпелком» - самостоятельный хозяйствующий субъект, который в хозяйственном обороте волен самостоятельно выбирать себе контрагентов, с которыми он желает заключать договоры. Понуждение к заключению какого-либо соглашения делает его ничтожным и нарушает принцип свободы договора. Учитывая изложенное, дать однозначный ответ на вопрос, правомерны ли действия «Вымпелкома», не представляется возможным. Действия Tele2 осуществляются в рамках закона, поскольку у них есть основания полагать, что «Вымпелком» недобросовестно конкурирует. Скажем лишь, что массовость отказов заключать договоры со стороны «Вымпелкома» может свидетельствовать о наличии недобросовестной конкуренции».



Сергей Захаров, начальник отдела инвестиционного анализа аналитического департамента
ИФК «Алемар»

«Сложно представить, на каком основании ФАС может предъявить претензии «Вымпелкому». Не являясь существенным оператором, тем более монополистом, компания вправе сама решать, сколько стоит оказание ею тех или иных услуг, сколько стоит содержание сетей, доступ к которым просят региональные игроки. Скорее всего, ФАС может не найти в действиях «Вымпелкома» признаков нарушения действующего законодательства. Ситуация похожа на прощупывание почвы со стороны той же Tele2: есть ли возможность подвинуть крупных конкурентов в этом аспекте? Но если ФАС займет сторону регионалов, подобные претензии могут стать неуправляемой волной, когда все операторы начнут обвинять друг друга по любому поводу».








© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов