17 ноября '08
АФК «Система» упразднит бренд «Точка»
Юрий Домбровский, президент
Ассоциация региональных операторов связи
«Монобренд - это скучно. В городах России уже сейчас немало монобрендовых магазинов, продающих подключения только одного сотового оператора. Зайдите в такой салон и вы увидите, как разительно отличается в нем обстановка от кипящих клиентами мультибрендовых салонов. Консультанты с тоской ждут нового посетителя. Редкий, входящий в монобренд покупатель уже точно знает, чего он хочет, например, купить роуминговый тариф МТС, или модем от «Скай Линк». И покупатель свою задачу решит, и оператор получит клиента. Вопрос: какой ценой!? 1. Ясно, что себестоимость обслуживания одного абонента в спокойных монобрендовых салонах много выше, чем в заполненных людьми мультибрендах. Просто число квадратных метров, приходящихся на одного посетителя в монобренде много выше. Людские затраты - много выше. 2. Оператору надо «заочно» с помощью рекламы, маркетинга убедить клиента в том, что тому нужен именно его продукт, а это требует больших ресурсов. Нынешние мультибрендовые салоны напоминают мне восточные базары. Сюда с удовольствием входит покупатель, встраивается в круговорот предложений, делает свой выбор того или иного оператора, продукта, зачастую спонтанно. Мне кажется, именно это оживление салонов - одна из основных причин феноменального успеха сотовой связи в России. Низкая себестоимость продаж в таких многолюдных салонах – залог эффективности связи, низкой цены минуты российских операторов. Когда затраты на подключение и административные затраты операторов на управление огромными дилерскими сетями возрастут – это будет неизбежно перенесено на затраты абонентов. Мне очень жаль уходящие «веселые» мультибренды. Видимо, ящик Пандоры распечатал «Вымпелком», приобретший в результате не вполне прозрачной сделки «Евросеть». Желание «Вымпелкома» купить было столь большим, что он даже согласился с условием антимонопольщиков обеспечить в течение трех лет равную конкуренцию всех брендов в «Евросети». Будем внимательно следить, как будет оператор в течение трех лет выполнять это предписание ФАС. Представляю себе, что в этой ситуации менеджеры МТС запаниковали и убедили в необходимости покупки/развития собственной монобрендовой сети. Боюсь только, что скоро акционеры обеих компаний увидят неприятные изменения и в финансовых отчетах операторов. Больше всего выгадают в такой ситуации выжившие мультибренды. Их салоны станут еще более многолюдными. От души желаю им пережить кризис и выйти на новые высоты роста и эффективности».