14 июля '09
СМИ выделят в отдельную отрасль экономики
Наталья Иващенко, руководитель телекоммуникационной группы
Компания «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»
«Еще в 2002 году премьер-министр Владимир Путин говорил о том, что индустрия средств массовой информации должна превратиться в современную отрасль национальной экономики. В 2006 году была создана Правительственная комиссия по развитию телерадиовещания. Распоряжением Правительства РФ от 29.11.2007 № 1700-р одобрена Концепция развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы. В 2009 году по-прежнему остается актуальной тема о выделении СМИ в отдельную отрасль экономики. Идею создания такой рабочей группы можно оценить как позитивную. Между тем, эффективность ее работы будет во многом определяться целями и задачами, которые перед ней ставятся, а во-вторых, составом участников. С точки зрения правового регулирования, в Российской Федерации с 1991 г. действует Закон «О средствах массовой информации». С 1991 г. по настоящее время в него вносились поправки более 20 раз. Помимо этого закона действует множество других нормативных правовых актов. Правовое регулирование СМИ позволяет говорить о том, что СМИ уже выделено в отдельную отрасль с точки зрения законодательства. Что касается выделения СМИ в отдельную отрасль экономики, то здесь необходимо определиться с тем, какого социально-экономического результата мы хотим достигнуть: привлечь инвестиции в эту сферу, определиться с объемом государственной поддержки и так далее. С точки зрения состава участников важно, чтобы в работе комиссии приняли участие как представители государственных органов, так и представители различных телерадиовещательных компаний, включая региональных игроков. Это поможет получить комплексное представление о проблемах отрасли и найти их оптимальное решение, в том числе на законотворческом уровне. Немного настораживает, что группа начинает работать только над вопросами радио в то время, как речь идет о выделении в отдельную отрасль СМИ. В этот список входят и электронные издания, и телевизионные каналы, и прочие СМИ. В этой связи при разработке законодательной базы необходимо учитывать интересы всех СМИ, чтобы в дальнейшем избежать пробелов и противоречий в законодательстве. В условиях кризисах особенно важно выявить тенденции каждого сектора СМИ с тем, чтобы определить, какое из направлений требует государственной помощи, привлечения дополнительных инвестиций, преобразования и так далее. По оценкам, кризис повлиял на снижение выручки, получаемой российскими медиа-компаниями от рекламы. Эти обстоятельства также нужно учитывать при распределении 1,5 млрд. руб., выделяемых Правительством РФ на финансирование электронных СМИ и интернет-изданий».
Эдуард Бабанов, адвокат Коллегии адвокатов г. Москвы «Барщевский и партнеры»: «Хочется надеяться, что совместный совет по СМИ станет первым шагом к разделению между несколькими специализированными органами управления того конгломерата полномочий, которыми в настоящее время обладает Минкомсвязь России. Вместе с тем опасение может вызывать традиционное, в таких случаях, разрастание штата чиновников. К сожалению, у нас как-то не принято их увольнять. Обычно они освобождают свою должность лишь «в связи с переходом на другую работу». В целом же создание такой рабочей группы можно оценить положительно. И поскольку речь идет о поддержке радио за бюджетный счет, естественно, необходимо определить, что же это такое. Поскольку ни Закон "О средствах массовой информации", ни иные законодательные акты не содержат определения понятия «радио». Например, не ясно, будет ли средство массовой информации являться радио, если оно передает аудио информацию исключительно через Интернет? А через кабельные сети? Могут ли они претендовать на государственную поддержку и так далее. Хотя, в соответствии с Конституцией РФ (ст. 13), никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, тем не менее, государство должно заниматься воспитанием своих граждан и вырабатывать у них позитивную систему ценностей. В связи с этим, представляется, что в функции рабочей группы, кроме определения нормативной базы, должна войти выработка принципов размещения на радио государственных заказов, принципы отбора и поддержки уже существующих передач, разработка стимулов к созданию новых радиостанций и конкуренции в этой сфере. С другой стороны, не могу не отметить, что многие радиостанции страдают раздутым штатом работников. Думаю, мы не найдем сегодня в России радиостанцию, состоящую из трех-четырех человек, поскольку у нас не принято совмещение должностей: эфир ведет один, звонки радиослушателей принимает другой, а еще есть оператор, редактор, главный редактор, бухгалтер, электрик, охранник, уборщица и т.д. Производительность труда – минимальная, а фонд заработной платы – огромный. Естественно, в условиях кризиса так работать тяжело. Впрочем, это проблема не только радиостанций».