14 июля '09

СМИ выделят в отдельную отрасль экономики

Сектор СМИ определят в самостоятельную отрасль экономики. К такому решению пришли представители топ-менеджмента крупнейших радиостанций России и члены регулятора на совместном заседании Совета по радио при Минкомсвязи. Это позволит выработать консолидированные предложения по экономической поддержке сектора в целом. На сегодняшний день группа представителей при министерстве всего лишь составная часть Совета по массовым коммуникациям, который формируется на данный момент и в дальнейшем станет органом, разрабатывающим изменения в нормативно-правовую базу для выделения СМИ в отдельную отрасль экономики.
В апреле 2009 года заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Александр Жаров уже выступал с инициативой поддержки отдельных продуктов СМИ, в том числе и радийных, так как падение рекламы, например, на радио составило примерно 40%. По итогам 2008 г. вместо предполагаемого роста рекламного рынка на радио в 20,3% зафиксировано падение на 6%. В связи с этим правительством РФ в 2009 году должно быть выделено 1,5 млрд руб. на поддержку социально-значимых проектов на телевидении и радио.
Мнение независимых юридических экспертов по вопросу создания Комиссии по СМИ при Минкомсвязи очень разнятся. Ряд аналитиков с огромной долей скепсиса относятся к таким нововведениям, считая, что новоиспеченный совет вряд ли сможет решать какие-то проблемы рынка, находящегося в стагнации. Еще более непонятной ситуация выглядит потому, что на данный момент времени государство выделяет средства исключительно в рамках поддержки социально-значимых проектов в электронных СМИ (телевидение и радио). Однако некоторые эксперты положительно относятся к созданию комиссии, правда, с оговоркой на то, что эффективность ее работы будет зависеть от конкретных целей и задач, которые будут поставлены, а также от состава участников группы. Юристы считают, что в нее должны войти не только представители регулятора, крупнейших радиостанций России, но и те компании, которые работают в регионах.
В целом же, ситуация с выделением СМИ в отдельную отрасль экономики пока представляется не совсем понятной: так как необходимо определиться с тем, какого результата должна добиться группа в рамках своей работы, какой объем средств для поддержки отрасли будет выделять государство и с рядом других немаловажных вопросов.


Эксклюзивные комментарии:

Антон Богатов, юрисконсульт
TeliaSonera

«На мой взгляд создание Совета в том числе по радио при Минкомсвязи выглядит достаточно странно: на данный момент СМИ уже являются отдельной отраслью экономики и регулируются законом РФ «О средствах массовой информации».



Наталья Иващенко, руководитель телекоммуникационной группы
Компания «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»

«Еще в 2002 году премьер-министр Владимир Путин говорил о том, что индустрия средств массовой информации должна превратиться в современную отрасль национальной экономики. В 2006 году была создана Правительственная комиссия по развитию телерадиовещания. Распоряжением Правительства РФ от 29.11.2007 № 1700-р одобрена Концепция развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы. В 2009 году по-прежнему остается актуальной тема о выделении СМИ в отдельную отрасль экономики. Идею создания такой рабочей группы можно оценить как позитивную. Между тем, эффективность ее работы будет во многом определяться целями и задачами, которые перед ней ставятся, а во-вторых, составом участников. С точки зрения правового регулирования, в Российской Федерации с 1991 г. действует Закон «О средствах массовой информации». С 1991 г. по настоящее время в него вносились поправки более 20 раз. Помимо этого закона действует множество других нормативных правовых актов. Правовое регулирование СМИ позволяет говорить о том, что СМИ уже выделено в отдельную отрасль с точки зрения законодательства. Что касается выделения СМИ в отдельную отрасль экономики, то здесь необходимо определиться с тем, какого социально-экономического результата мы хотим достигнуть: привлечь инвестиции в эту сферу, определиться с объемом государственной поддержки и так далее. С точки зрения состава участников важно, чтобы в работе комиссии приняли участие как представители государственных органов, так и представители различных телерадиовещательных компаний, включая региональных игроков. Это поможет получить комплексное представление о проблемах отрасли и найти их оптимальное решение, в том числе на законотворческом уровне. Немного настораживает, что группа начинает работать только над вопросами радио в то время, как речь идет о выделении в отдельную отрасль СМИ. В этот список входят и электронные издания, и телевизионные каналы, и прочие СМИ. В этой связи при разработке законодательной базы необходимо учитывать интересы всех СМИ, чтобы в дальнейшем избежать пробелов и противоречий в законодательстве. В условиях кризисах особенно важно выявить тенденции каждого сектора СМИ с тем, чтобы определить, какое из направлений требует государственной помощи, привлечения дополнительных инвестиций, преобразования и так далее. По оценкам, кризис повлиял на снижение выручки, получаемой российскими медиа-компаниями от рекламы. Эти обстоятельства также нужно учитывать при распределении 1,5 млрд. руб., выделяемых Правительством РФ на финансирование электронных СМИ и интернет-изданий».
Эдуард Бабанов, адвокат Коллегии адвокатов г. Москвы «Барщевский и партнеры»: «Хочется надеяться, что совместный совет по СМИ станет первым шагом к разделению между несколькими специализированными органами управления того конгломерата полномочий, которыми в настоящее время обладает Минкомсвязь России. Вместе с тем опасение может вызывать традиционное, в таких случаях, разрастание штата чиновников. К сожалению, у нас как-то не принято их увольнять. Обычно они освобождают свою должность лишь «в связи с переходом на другую работу». В целом же создание такой рабочей группы можно оценить положительно. И поскольку речь идет о поддержке радио за бюджетный счет, естественно, необходимо определить, что же это такое. Поскольку ни Закон "О средствах массовой информации", ни иные законодательные акты не содержат определения понятия «радио». Например, не ясно, будет ли средство массовой информации являться радио, если оно передает аудио информацию исключительно через Интернет? А через кабельные сети? Могут ли они претендовать на государственную поддержку и так далее. Хотя, в соответствии с Конституцией РФ (ст. 13), никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, тем не менее, государство должно заниматься воспитанием своих граждан и вырабатывать у них позитивную систему ценностей. В связи с этим, представляется, что в функции рабочей группы, кроме определения нормативной базы, должна войти выработка принципов размещения на радио государственных заказов, принципы отбора и поддержки уже существующих передач, разработка стимулов к созданию новых радиостанций и конкуренции в этой сфере. С другой стороны, не могу не отметить, что многие радиостанции страдают раздутым штатом работников. Думаю, мы не найдем сегодня в России радиостанцию, состоящую из трех-четырех человек, поскольку у нас не принято совмещение должностей: эфир ведет один, звонки радиослушателей принимает другой, а еще есть оператор, редактор, главный редактор, бухгалтер, электрик, охранник, уборщица и т.д. Производительность труда – минимальная, а фонд заработной платы – огромный. Естественно, в условиях кризиса так работать тяжело. Впрочем, это проблема не только радиостанций».
 



Евгения Талалаева, аналитик по потребительскому сектору и телекомам
ИФК «Солид»

«Формирование очередной рабочей группы для разработки изменений нормативно-правовой базы, на мой взгяд, есть создание очередного бюрократического механизма, который не может никоим образом воздействовать на решение экономических вопросов СМИ. Если проблему пытаются решить сверху, значит она еще не настолько назрела. Существование радио, как и любого СМИ, всего лишь бизнес по созданию рекламной площадки. А реклама действенна если существует в первую очередь рынок. И есть конкуренция. В ситуации стагнации реальных секторов экономики существование производных сегментов обречено на еще более существенное сокращение объемов. Негативное воздействие кризиса на развитие радио отразилось в объеме размещаемых рекламных объявлений, что повлекло к пересмотру и урезанию расходной части бюджета радиокомпаний. К средствам же, которые выделяет правительство на финансирование социально-значимых проектов в электронных СМИ (телевидение и радио) и в интернет-изданиях относятся проекты, представляющие общественные и государственные интересы, направленные на достижение благотворительных целей, телевизионные и документальные фильмы и сериалы, социальная реклама, интернет-проекты, направленные на пропаганду здорового образа жизни. Кроме того, в этот список входят информационные продукты по истории российской государственности, науке, культуре, направленные на патриотическое воспитание граждан, формирование толерантного сознания, профилактику экстремизма в обществе, развитие межнационального общения и творчества народов РФ и так далее».








© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов