24 апреля '09
«Мегафон» стремится выйти на рынок ШПД
Илья Федотов, аналитик по телекоммуникациям
ИК «Велес Капитал»
«Мегафон» на текущий момент уперся в потолок своего развития. Только за счет сотовой связи оператор развиваться больше не может. Рынок сейчас перенасыщен, к тому же, сказываются последствия кризиса. Развитие в рамках одного рынка открывает небольшие перспективы. Компаниям необходимо выходить и на другие рынки. МТС и «Вымпелком» в прошлом активно скупали операторов в СНГ, чего не делала компания «Мегафон». Однако такая политика, опять-таки, представляет собой разрастание в рамках одного рынка. Для выхода на другой, «Вымпелком» приобрел оператора фиксированной связи, МТС сейчас приняли похожую стратегию. «Мегафону» также нужно двигаться в сторону роста общей стоимости и расширения масштабов компании, иначе он, неизбежно, отстанет от других компаний «большой тройки». Можно сказать, что кризис сыграет «Мегафону» на руку, так как стоимость активов резко упала. Руководство компании говорит о сумме в $500 млн, что для «Мегафона» является адекватным. Средства у компании есть. В конце 2008 года свободные средства компании оценивались в $1,6 млрд, так что она в состоянии выделить часть средств на покупку активов оператора рынка ШПД. Что касается объектов для поглощения, то крупных компаний практически не осталось, но в регионах много локальных операторов. В данном направлении работают также «Комстар» и «Ростелеком», так что конкуренты у «Мегафона» будут. Что касается дисконта, то при наличии «богатых» компаний, заинтересованных в покупке, вряд ли операторы будут осуществлять подобные программы. Говорить о доле на рынке также достаточно сложно. Если «Мегафон» сосредоточится на покупке местных операторов, то доля будет небольшой. К тому же, стоит помнить, что основные ШПД операторы – это «дочки» «Связьинвеста» и «Ростелекома». «Мегафону» остается всего 20% активов, с вычетом принадлежащих «Комстару» и «Корбине телеком».