24 апреля '09

«Мегафон» стремится выйти на рынок ШПД

«Мегафон» в 2009 году запланировал выход на рынок ШПД. Для реализации этой программы руководством компании была выделена сумма в $500 млн. Сейчас оператор активно ведет переговоры с различными интернет-провайдерами в поисках наиболее выгодных условий сделки.
Интерес к рынку фиксированной связи и, прежде всего, сфере ШПД, является общей тенденцией развития крупных операторов. Рынок сотовой связи на нынешний момент практически поделен между компаниями «большой тройки», и дальнейшее развитие бизнеса в его рамках не представляется возможным. Обращение к ШПД-операторам позволит компаниям значительно расширить спектр услуг при минимальном увеличении затрат. «Мегафон» последним вступил в гонку за расширение бизнеса в области фиксированной связи и Интернета, поэтому объектов для поглощения у компании не так много. Еще меньше провайдеров, которые могут согласиться на продажу активов с дисконтом. Однако в условиях кризиса резко снизилась стоимость активов в принципе, что является основным положительным аспектом для оператора. Пока неизвестно, предпочтет ли «Мегафон» выкупить крупного игрока рынка ШПД или обратится к нескольким региональным провайдерам. В качестве потенциальных объектов покупки рассматриваются Net By Net, «Вестколл» и «Акадо». Информация о ходе переговоров руководствами компаний пока не разглашается.
Аналитики сходятся во мнении, что стремление «Мегафона» выйти на рынок ШПД является обоснованным. Все операторы «большой тройки» претендуют на установление контроля над всеми сферами телекоммуникационного рынка. Однако, как считают эксперты, в ходе осуществления проекта, компания может столкнуться с целым рядом проблем. В частности, на нынешний момент сложно будет найти предложение о продаже активов провайдером на тех условиях, которые соответствовали бы запросам «Мегафона». При этом выделенные средства в размере $500 млн признаны аналитиками вполне адекватной суммой на первоначальном этапе.
Комментаторы считают, что «Мегафон» располагает большим потенциалом для работы на рынке интернет-услуг. Что касается доли компании на ШПД рынке, то она будет напрямую зависеть от того, каким будет выбор оператора объектов для поглощения. Как говорят аналитики, наиболее перспективным будет сотрудничество с крупным провайдером, однако подобные компании вряд ли планируют в ближайшее время продажу активов. Более мелкие операторы могут иметь долговые обязательства или же недостаточное техническое оснащение. Эксперты также скептически оценивают возможность получения дисконта на рынке ШПД.


Эксклюзивные комментарии:

Константин Анкилов, директор по проектам
iKS-Consulting

«Перспективы выхода «Мегафона» на рынок ШПД, безусловно, хорошие. Теоретически, заявленной суммы в $500 млн будет достаточно, чтобы приобрести 10-15% ШПД базы провайдеров. Другое дело, какие именно активы будут покупаться. Многие компании и активы такого характера, которые могли бы стать потенциальными объектами для поглощения, на нынешний момент не заинтересованы в продаже. С другой стороны, такие активы, несомненно, есть. Это, например, компания Net By Net. Многие операторы заинтересованы в привлечении инвестора. Крупные же региональные компании не горят желанием продавать свои активы, они не имеют долговой нагрузки и все время работали только на свои средства. Задача «Мегафона» состоит в том, чтобы не только совершить приобретение, но и научиться работать на рынке ШПД, потому что сейчас опыта у компании нет. Необходимо будет пересмотреть структуру услуг. Скорее всего, процесс выхода на рынок ШПД будет постепенным».



Сергей Захаров, начальник отдела инвестиционного анализа аналитического департамента
ИФК «Алемар»

 «Вероятность успеха «Мегафона» на рынке ШПД определяется исключительно тем, удастся ли компании приобрести действующего крупного провайдера. Только так оператор может получить существенную долю рынка. Однако пока нет признаков того, что кто-либо из владельцев интернет-компаний был бы готов продать свой актив. Несмотря на кризис, доход они приносят довольно стабильный, долгами не обременены так сильно, как, скажем, сотовые ритейлеры. И, с учетом перспектив развития новых технологий, сейчас не время выходить из такого бизнеса и, тем более, предоставлять покупателю



Анастасия Крылова, аналитик
Парк.РУ

 «В феврале о планах по выходу на рынок ШПД заявлял «Ростелеком», при этом речь шла о 40 провайдерах, которые потенциально могут заинтересовать компанию. Поскольку с февраля ситуация на рынке ШПД почти не изменилась, «Мегафону», в случае если он решит реализовать планы по покупке ШПД-провайдеров, будет из чего выбирать. Большинство крупных интернет-провайдеров с начала года испытывают финансовые трудности, которые они пытаются решить за счет поднятия тарифов на собственные услуги. Обстановка на рынке связи продолжает усложняться, что, в конце концов, может привести к ситуации, когда ШПД-провайдеры будут сами искать новых инвесторов. В этом смысле ожидание дисконта со стороны провайдеров вполне оправдано, вопрос только в сроках. Одновременно стоит заметить, что рынок ШПД у нас практически не развит, за пределами Москвы и Петербурга доля проникновения Интернета (в том числе и мобильного) крайне низка, притом, что потребность в нем уже сформирована и в дальнейшем будет только расти. В связи с этим «Мегафон» может либо вступить в неравную борьбу за столичные рынки с другими операторами, либо направить свои усилия на развитие ШПД-интернета в регионах. В последнем случае речь будет идти о скупке небольших местных провайдеров, а также об инвестициях в создание собственной сети, что, естественно, не укладывается в озвученный бюджет в $500 млн».



Алексей Бизин, ведущий аналитик
ОАО Банк «Петрокоммерц»

«Позиция «Мегафона» на рынке ШПД к концу 2009 года будет определяться на основании того, какие активы будет покупать «Мегафон» и за какую цену. Стоимость московского абонента составляла в среднем, по докризисным расценкам, около $500. Я думаю, что, несмотря на кризис, она существенно не снизилась, так как московский рынок уже фактически поделен между крупнейшими операторами. Помимо высокой стоимости абонента, «Мегафон», скорее всего, столкнется с нежеланием продавать столичные активы. Таким образом, основное движение будет в регионы. Но тут тоже есть подводные камни. Как правило, крепкие региональные игроки со средней по размеру абонентской базой (от 20 до 100 тыс. абонентов) находятся в хорошем финансовом состоянии, поэтому для них вопрос продажи не является вопросом жизни и смерти. Собственники будут готовы тратить время на переговоры и торг. До кризиса стоимость регионального абонента в среднем составляла $200-300, хотя были зарегистрированы и цены в $500 и даже $1000, но это скорее исключения. Таким образом, если исходить из достаточно грубой оценки средней цены в $400 за абонента (с учетом московского и региональных рынков), «Мегафон» сможет «купить» порядка 1,25 млн абонентов. Учитывая оценки общей базы абонентов ШПД в 14,2 млн абонентов на конец 2009 года, доля «Мегафона» может составить около 9%. Еще раз хочу отметить, что данная оценка достаточно груба, так как собственники могут потребовать премию по двум причинам: 1) покупатель – «Мегафон», 2) продажа компании не является необходимостью. В то же время, почти наверняка есть сети, которые можно купить с дисконтом. Однако вместе с этим сетями можно получить ворох проблем: от чисто финансовых, связанных с долговой нагрузкой, до технологических, связанных с топологией сети. Кроме того, не исключено, что для более органичного развития «Мегафон» на первых порах будет выступать в качестве партнера, а не единственного акционера, по крайней мере, по московским проектам».



Григорий Бецков, старший консультант
J'son & Partners

 «В принципе, идея выхода сотового оператора на рынок ШПД является достаточно очевидной. Оператор получает возможность экономии средств за счет использования своих магистральных каналов (в отличие от локальных игроков, которые вынуждены арендовать их у магистральных операторов или более крупных интернет-провайдеров). По докризисным ценам, путем покупки провайдеров, «Мегафону» на заявленную сумму удалось бы приобрести около 1-1,2 млн абонентов (что соответствовало бы 7% всего рынка домашнего ШПД в России на конец 2009 года). Однако текущая финансовая ситуация вносит свои коррективы - часть провайдеров готова продать себя по сниженной цене, но, в большинстве случаев, это операторы с долговой нагрузкой или испытывающие другие трудности (т.е. отсутствует практическая целесообразность их покупки). С другой стороны, на рынке имеются успешные провайдеры, однако они будут выжидать возвращения стоимости своих активов (и цены за 1 подключенного абонента) на прежний, докризисный уровень. Таким образом, сейчас на рынке практически отсутствуют потенциальные привлекательные объекты покупки, что значительно усложнит планы развития «Мегафона» в данной области».



Илья Федотов, аналитик по телекоммуникациям
ИК «Велес Капитал»

«Мегафон» на текущий момент уперся в потолок своего развития. Только за счет сотовой связи оператор развиваться больше не может. Рынок сейчас перенасыщен, к тому же, сказываются последствия кризиса. Развитие в рамках одного рынка открывает небольшие перспективы. Компаниям необходимо выходить и на другие рынки. МТС и «Вымпелком» в прошлом активно скупали операторов в СНГ, чего не делала компания «Мегафон». Однако такая политика, опять-таки, представляет собой разрастание в рамках одного рынка. Для выхода на другой, «Вымпелком» приобрел оператора фиксированной связи, МТС сейчас приняли похожую стратегию. «Мегафону» также нужно двигаться в сторону роста общей стоимости и расширения масштабов компании, иначе он, неизбежно, отстанет от других компаний «большой тройки». Можно сказать, что кризис сыграет «Мегафону» на руку, так как стоимость активов резко упала. Руководство компании говорит о сумме в $500 млн, что для «Мегафона» является адекватным. Средства у компании есть. В конце 2008 года свободные средства компании оценивались в $1,6 млрд, так что она в состоянии выделить часть средств на покупку активов оператора рынка ШПД. Что касается объектов для поглощения, то крупных компаний практически не осталось, но в регионах много локальных операторов. В данном направлении работают также «Комстар» и «Ростелеком», так что конкуренты у «Мегафона» будут. Что касается дисконта, то при наличии «богатых» компаний, заинтересованных в покупке, вряд ли операторы будут осуществлять подобные программы. Говорить о доле на рынке также достаточно сложно. Если «Мегафон» сосредоточится на покупке местных операторов, то доля будет небольшой. К тому же, стоит помнить, что основные ШПД операторы – это «дочки» «Связьинвеста» и «Ростелекома». «Мегафону» остается всего 20% активов, с вычетом принадлежащих «Комстару» и «Корбине телеком».








© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов