4 марта '09
Минкомсвязи выступило с инициативой введения платы с военных за использование радиочастот
Родион Юрьев, руководитель
«Юридическое бюро Юрьева»
«В первую очередь законодателю нужно решить, что такое радиочастота. Судя по высказываниям чиновников, появляется правильное понимание природы этого явления. Действительно, радиочастота - это один из видов природных ресурсов, с особыми специфическими свойствами, но такого же рода, как, например, нефть или газ. С учетом особенностей ее эксплуатации, необходимо определиться и с тем, какого рода плата должна вноситься за ее использование: повременная (как за аренду) или разовая (как при покупке). При определении размера платы, полагаю, возможно опираться на рыночную стоимость частоты, т.к. в настоящее время уже существует определенный рынок в этой сфере. Обязательно должен остаться некоммерческий сегмент частот, доступный радиолюбителям, военным, медицинским службам, спасателям, конечным пользователям компьютерного (WiFi, WiMAX) и телефонного оборудования. Государство должно подойти к решению этого вопроса с хозяйственной точки зрения. Нужен полный каталог доступных частот, с оценкой стоимости эксплуатации каждого спектра частот, с оценкой затрат на внедрение новой схемы распределения и взимания платы за них. По итогам этой калькуляции законопроект можно выносить на обсуждение, так как, в первую очередь, все должны понимать коммерческую выгодность процесса: не дешевле ли оставить все так, как есть, сэкономив средства на администрировании хотя бы процесса законотворчества. Что касается отдельного закона о радиочастотном спектре, то сам по себе он был бы хорошей базой для регулирования крайне запутанных отношений в этой сфере. Но авторы законопроекта должны пройти между Сциллой и Харибдой: с одной стороны, закон не должен превратиться в декларацию без каких-либо обязанностей, с другой, - он не может жестко ограничить рынок строгими правилами. Последнему есть несколько причин: первое – виртуальность продаваемого ресурса, который нужен здесь и сейчас, а вчерашний невыход в эфир никого не интересует. Иными словами, пока в эфире тихо, государство денег не получает и не получит их никогда. Поэтому важно гибко реагировать на изменение конъюнктуры, и если уж не удается продать частоту за миллион, продавать за половину. Второе - изменяемость ценности самих частот. Десятка два лет тому назад FM-диапазон не имел коммерческой стоимости, теперь – это основной спектр вещания коммерческих радиостанций. Что за частоты будут использоваться через 3-5 лет, предсказать сложно, а менять закон ежегодно – неправильно».