28 января '09
Сергей Иванов раскритиковал ГЛОНАСС
Дмитрий Баранов, ведущий эксперт
УК «Финам Менеджмент»
«Критика Сергея Иванова совершенно обоснованна. Действительно, производство ГЛОНАСС-приемников и карт сильно отстает от развития космической группировки. Ситуация осложняется еще и тем, что спутники имеют ограниченный срок годности, и запускать новые можно было бы частично на доходы от предоставления услуг навигации, продажи приемников и карт. Раз этого нет, то финансовые возможности сокращаются, и может получиться так, что, когда будет налажено массовое производство приемников и карт, и будет массовый спрос на данные услуги, то начнут сходить с орбиты спутники. Услуги не будут покрывать всю территорию России, что приведет к недовольству клиентов и их оттоку, что вновь приведет к сокращению доходов. Получится замкнутый круг. Поэтому обеспокоенность Сергея Иванова понятна и справедлива. Эффективности можно добиться при постановке четких задач и жестких сроков по их выполнению. Возможно, также нужно предусмотреть вариант с заменой поставщиков части оборудования и введения принципа конкурентности, чтобы не было одного-единственного поставщика чего-либо, а было таких поставщиков несколько. Тогда здоровая конкуренция приведет к тому, что не желая лишиться госфинансирования, поставщики будут стремиться к качественному и своевременному выполнению заказов. Для сбалансированного развития всего комплекса нужно составить четкий пошаговый план реализации этих услуг в стране, назначить одно ведомство ответственным за его развитие и внедрение и жестко спрашивать с его руководителей за выполнение данного плана. Например, уже сейчас надо начать просчитывать стоимость навигационных услуг, оборудования и карт для физических лиц. Начать продвижение услуг в страны СНГ и страны дальнего зарубежья, особенно в те, которые проявили интерес к нашим разработкам. Для того, чтобы получить коммерческие деньги для разработки чипсетов, необходимо рассмотреть возможность привлечения в капитал проекта частные инвестиции в обмен на долю в прибыли. Например, можно создать ОАО с контрольным пакетом государства или даже большей долей, а остальной пакет акций продать заинтересованным частными инвесторам. Впоследствии можно вывести это ОАО на биржу. Главное, что государство не должно вокруг этого проекта возводить стену секретности. Можно разграничить навигационные услуги для гражданских целей и военных. И оборудование для гражданских целей ГЛОНАСС выпускать с ограниченными возможностями, не позволяющими ему мешать или как-либо использовать военный сегмент ГЛОНАСС».