28 января '09

Сергей Иванов раскритиковал ГЛОНАСС

Сергей Иванов выступил с критикой в адрес системы ГЛОНАСС. Вице-премьер выделил несколько проблем, связанных с управлением проекта. Во-первых, отсутствует баланс между обеспечением потребителя техникой навигации, наземным управлением ГЛОНАСС, а также развитием космических аппаратов. Во-вторых, управление системой выстроено неэффективно, плюс нескоординирована работа госзаказчиков. Сергей Иванов отметил, что в России не налажено производство электронных карт и устройств, принимающих сигнал ГЛОНАСС.
Критика была направлена в адрес Министерства экономического развития и Роскартографии. Сергей Иванов настоятельно рекомендовал ведомствам приступить к работе по производству приемников ГЛОНАСС и карт, и закрепить эти шаги на уровне законодательства. Отметим, что устройства, принимающие сигнал ГЛОНАСС, уже находятся в производстве, но в очень ограниченном количестве. Кроме того, основная проблема проекта – отсутствие необходимого финансирования.
Аналитики сходятся во мнении, что критика вице-премьера Сергея Иванова в адрес системы управления ГЛОНАСС обоснована. Эксперты считают, что программа растягивается во времени ввиду определенных проблем, таких как отсутствие электронных карт, отсутствие налаженного производства ГЛОНАСС-приемников в промышленных масштабах и недостаток коммерческих средств. Комментаторы считают, что необходимо популяризировать ГЛОНАСС, увеличить бюджет проекта. Кроме того, по мнению аналитиков, необходимо сделать ответственным за проект одно министерство. Введение конкурентности между поставщиками оборудования для ГЛОНАСС могло бы благоприятно сказаться на сроках реализации заказов. Для привлечения дополнительного финансирования логично было бы создать открытое акционерное общество, где государство владело бы контрольным пакетом, а частные инвесторы – оставшейся частью акций.
Кроме того, аналитики считают, что ГЛОНАСС нужно производить с ограниченными возможностями, чтобы не затронуть сектор использования системы для военных целей. В частности, необходимо определить потенциального потребителя для того, чтобы оптимизировать и сделать эффективным производство ГЛОНАСС.


Эксклюзивные комментарии:

Дмитрий Баранов, ведущий эксперт
УК «Финам Менеджмент»

«Критика Сергея Иванова совершенно обоснованна. Действительно, производство ГЛОНАСС-приемников и карт сильно отстает от развития космической группировки. Ситуация осложняется еще и тем, что спутники имеют ограниченный срок годности, и запускать новые можно было бы частично на доходы от предоставления услуг навигации, продажи приемников и карт. Раз этого нет, то финансовые возможности сокращаются, и может получиться так, что, когда будет налажено массовое производство приемников и карт, и будет массовый спрос на данные услуги, то начнут сходить с орбиты спутники. Услуги не будут покрывать всю территорию России, что приведет к недовольству клиентов и их оттоку, что вновь приведет к сокращению доходов. Получится замкнутый круг. Поэтому обеспокоенность Сергея Иванова понятна и справедлива. Эффективности можно добиться при постановке четких задач и жестких сроков по их выполнению. Возможно, также нужно предусмотреть вариант с заменой поставщиков части оборудования и введения принципа конкурентности, чтобы не было одного-единственного поставщика чего-либо, а было таких поставщиков несколько. Тогда здоровая конкуренция приведет к тому, что не желая лишиться госфинансирования, поставщики будут стремиться к качественному и своевременному выполнению заказов. Для сбалансированного развития всего комплекса нужно составить четкий пошаговый план реализации этих услуг в стране, назначить одно ведомство ответственным за его развитие и внедрение и жестко спрашивать с его руководителей за выполнение данного плана. Например, уже сейчас надо начать просчитывать стоимость навигационных услуг, оборудования и карт для физических лиц. Начать продвижение услуг в страны СНГ и страны дальнего зарубежья, особенно в те, которые проявили интерес к нашим разработкам. Для того, чтобы получить коммерческие деньги для разработки чипсетов, необходимо рассмотреть возможность привлечения в капитал проекта частные инвестиции в обмен на долю в прибыли. Например, можно создать ОАО с контрольным пакетом государства или даже большей долей, а остальной пакет акций продать заинтересованным частными инвесторам. Впоследствии можно вывести это ОАО на биржу. Главное, что государство не должно вокруг этого проекта возводить стену секретности. Можно разграничить навигационные услуги для гражданских целей и военных. И оборудование для гражданских целей ГЛОНАСС выпускать с ограниченными возможностями, не позволяющими ему мешать или как-либо использовать военный сегмент ГЛОНАСС».



Сергей Захаров, начальник отдела инвестиционного анализа аналитического департамента
ИФК «Алемар»

«Насколько мы понимаем, главная проблема - в доведении потребительского оборудования ГЛОНАСС до промышленного производства. Надо сказать, что эта сложность была ключевой в отечественных высоких технологиях, начиная с советских времен. Не исключаем также, что остро встает кадровый вопрос по причине разрушенной за пятнадцать лет базы подготовки специалистов в данной области. Возможно, сказывается и неясность с тем, кто же будет главным пользователем системы, особенно за пределами круга государственных структур. Пока при необходимости используются западные аналоги (GPS), и риск перехода на недостаточно проверенную систему ГЛОНАСС для потребителей трудно обосновать. Что касается привлечения дополнительного государственного финансирования, то в кризисных условиях нам это представляется проблематичным. Более того, можно навлечь на себя внимание Счетной Палаты по вопросу использования уже выделенных на ГЛОНАСС средств. Мы не исключаем, что задержка принятия каких-либо ключевых решений могла привести к отсрочке начала работы промышленности над аппаратурой, а с развитием кризиса и обесценением рубля эта работа, действительно, могла увеличиться в стоимости из-за удорожания импортируемых технологий и комплектующих».



Сергей Савин, директор Департамента Сотовых телефонов и Цифровых устройств
J'son & Partners

«Критика обоснованна, программа реализуется с запаздыванием, и не всегда результаты соответствуют ожиданиям. Действительно, одной из главных проблем в настоящее время является отсутствие электронных карт (эта проблема не только для ГЛОНАСС). На мой взгляд, сама система ГЛОНАСС управляется эффективно. А если речь идет о проблеме развития данной программы, то можно предположить наличие определенных проблем - в области управления проектом и его финансирования. Поэтому рекомендация может быть одна - увеличение расходов на развитие программы, при повышении эффективности управления программой. Необходимо создавать рынок, т.е. использование ГЛОНАСС должно стать технологией, используемой по умолчанию всеми государственными институтами. При этом необходимо проводить работы по улучшению точности позиционирования, развивать картографическое направление - все это может помочь популяризировать ГЛОНАСС как технологию среди обычных потребителей».








© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов