24 декабря '08

Финансовый кризис минует рынок ШПД

Геннадий Сменцарев, генеральный директор
ООО «Компания МИС-информ»

«Если говорить о возможности повышения абонентских тарифов на доступ в Интернет в условиях влияния кризиса, то представляется маловероятным, что в условиях всеобщего падения (либо стагнации уровня доходов населения), операторы решатся на подобный шаг. Российский рынок интернет-доступа является достаточно конкурентным, и развитие услуги интернет-доступа происходит по законам рыночной экономики, в соответствии с которыми по мере повышения уровня проникновения услуги, развития конкурентной среды, совершенствования и удешевления инфраструктурного и абонентского оборудования, цена на услугу интернет-доступа плавно снижается. Именно поэтому в последнее время операторы, чтобы поддержать достигнутый уровень ARPU, не шли на снижение цен на доступ в Интернет, а за ту же стоимость предоставляли своим абонентам более высокие скорости доступа в Интернет и пакеты дополнительных услуг. Уровень же экспансии операторов в регионы, вероятнее всего, замедлится. Здесь действуют две разнонаправленные тенденции. С одной стороны, дефицит наличности приводит к тому, что операторам становится труднее получать финансовые средства на развитие своих региональных проектов, поэтому они их замораживают. А, с другой стороны, кризисные явления привели к удешевлению активов, что создает соблазн для крупных компаний скупить «по дешевке» мелких операторов. Последняя тенденция более рельефно проявляет себя на медийном рынке. В сфере телекоммуникаций ситуация сложнее, так как принятие решения о покупке актива требует учета ряда специфических факторов, например, состояния телекоммуникационной сети кандидата на покупку, используемые им технологии и других. В ряде случаев оказывается выгоднее построить в регионе свою собственную сеть, чем покупать провайдера с устаревшей инфраструктурой и вкладывать дополнительные инвестиции в ее техническое переоснащение. Мелкие и средние компании в условиях финансового кризиса, скорее всего, никаких специальных защитных мер принимать не будут. Их конкурентное преимущество может состоять в большей гибкости бизнес-процессов по сравнению с крупными операторами, а также – в высоком уровне обслуживания абонентов. Ограниченные финансовые ресурсы затрудняют их географическую экспансию и технологическую конкуренцию с крупными поставщиками услуг интернет-доступа. Суммируя изложенное, можно ожидать, что в отдельных регионах страны, особенно в средних и малых городах, кризис приведет к снижению накала конкурентной борьбы и сохранению статус-кво в течение какого-то периода времени. Режим экономии расходов и жесткого контроля над затратами при сохранении или небольшом уменьшении доходов от предоставления услуги интернет-доступа позволит операторам аккумулировать резервы для активного развития в посткризисный период. Не все операторы находятся в одинаковых рыночных условиях. Некоторые крупные холдинги уже сейчас могут позволить себе обеспечить внутренними и, в ряде случаев, внешними кредитами развитие наиболее перспективных направлений. Другие – не имеют такой возможности. В целом же накопленные резервы станут одним из источников дальнейшего развития рынка услуг широкополосного доступа в Интернет в 2010 г. В результате пересмотра и сокращения планов по территориальной экспансии операторы сделают упор на более интенсивное освоение территорий, уже охваченных их телекоммуникационными сетями, прежде всего, за счет повышения качества обслуживания и, может быть, вывода на рынок более персонифицированных предложений, если это не потребует закупок нового дорогостоящего оборудования. В ближайшие месяцы данный фактор будет служить основным источником роста абонентской базы интернет-провайдеров».

Новость и другие комментарии






© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов