25 декабря '08

№22 Финансовый кризис минует рынок ШПД

По прогнозам аналитиков, финансовый кризис отразится на темпах роста рынка ШПД в минимальной форме. Однако игроки рынка уже планируют сокращать капзатраты на расширение абонентской базы в 2009 году. Компания J’son & Partners предполагает, что произойдет увеличение абонентской базы на 70%. Она составит 10,5 млн. До кризиса число пользователей Интернет должно было составить 11 млн. Аналитики iKS-Consulting прогнозируют увеличение прибыли рынка в 2009 году до $2,9 млрд, в то время как в этом году она составила $2,3 млрд. По прогнозам «Акадо», рынок ШПД вырастет на 20%.
Сами игроки рынка говорят, что кризис на них сказался незначительно. Однако они полагают, что в 2009 году произойдет сокращение абонентской базы, снижение ARPU. В этой связи число абонентов вырастет лишь на 15%. ARPU снизится на 20% в сфере обслуживания юридических лиц, в сфере обслуживания физических лиц - на 6%
Стоит отметить, что большая часть операторов уже построила сети в приоритетных регионах. В этом контексте игроки рынка могут сконцентрироваться на планах по привлечению новых пользователей, т.к. инфраструктура уже налажена. Прибыль, получаемая от ШПД, может пойти на оплату долгов перед кредиторами и поставщиками оборудования. В 2009 году участникам придется отложить планы по активному внедрению в регионы. Они будут ориентироваться на модернизацию инфраструктуры.
Компания J’son & Partners подсчитала, что 57% рынка ШПД находятся у крупных игроков, 15% рынка занимают средние провайдеры, мелкие операторы владеют 28% рынка. В 2009 крупные провайдеры займут 60% рынка ШПД. Это объясняется тем, что мелкие игроки рынка не смогут выжить в условиях кризиса, поэтому будет продолжаться процесс консолидации.
Аналитики считают, что рынок ШПД, действительно, слабо ощутил на себе кризис. Однако макроэкономическая ситуация все-таки внесет свои коррективы. Так, операторам придется пересмотреть планы по увеличению базы в корпоративном секторе. Однако и в этом есть свои положительные моменты, полагают эксперты. Так, может произойти перераспределение рынка, выдвинутся новые игроки. Кроме того, операторы будут более эффективно продвигать новые тарифы. Комментаторы считают, что услуга ШПД будет более активно развиваться в регионах, в силу того, что в Москве и Санкт-Петербурге идет замедление темпов роста. В частности, эксперты говорят, что компании в связи с кризисом значительно дешевеют, поэтому у крупных игроков есть возможность купить их по заниженной цене. По поводу судьбы мелких операторов мнения аналитиков разделились. Часть экспертов думает, что мелкие компании, развиваясь за счет своих внутренних ресурсов, смогут сохранить свои позиции. Что касается средних компаний, то их положение не столь благополучно. Средний бизнес имеет долги перед кредиторами, которые он вряд ли сможет погасить. В этом случае большие компании будут поглощать средние. Другая часть аналитиков говорит о том, что средний и мелкий бизнес не справится с нагрузкой, кроме того, дешевеют их активы. Крупный бизнес будет нацелен на их приобретение.
Итак, аналитики полагают, что рост рынка ШПД замедлится. Игроки будут стараться сохранить своих абонентов и осторожно привлекать новых. Стоит отметить, что на рынке ШПД существует достаточно жесткая конкуренция. Ввиду этого операторы не станут повышать цены на Интернет. Эксперты считают, что корректировка финансовых планов положительно скажется в будущем для компаний, т.к. у них есть возможность сохранить доходы и сэкономить дополнительные средства, в силу того, что кризис не сильно ударит по отрасли.


Эксклюзивные комментарии:

Ирина Скворцова, аналитик
ИК «Атон»

«Для активизации спроса на услуги ШПД стоимость, скорее, надо снижать, а не увеличивать, поэтому роста тарифов мы не прогнозируем, тем более что в последнее время превалировала тенденция уменьшения цены доступа в Интернет, мы не ожидаем в ближайший год изменения стоимости связи, скорее, будут продвигаться более гибкие тарифные планы. Снижение уровня экспансии связано с сокращением инвестиций на развитие крупными операторами в следующем году, так например компания «Акадо» объявила, что до весны отгладывает выход в новые регионы, «Вымпелком» планирует снизить капзатраты на экспансию, сосредоточившись на регионах присутствия. Мелкие компании, развивающиеся в основном за счет собственных средств, на наш взгляд, смогут спокойно пережить кризис, так как существенного сокращения спроса на услуги ШПД в розничном секторе мы не ждем. Средний бизнес, успевший залезть в долги, будет вынужден продаваться более крупному оператору, т.к. сильно ужесточились условия для кредитования среднего бизнеса, также у данных компаний может быть доля корпоративных клиентов, как раз будут сокращать затраты на интернет-пользование. Компания «Комстар-ОТС», уже заявила, что собирается скупать частных региональных операторов, которые на фоне кризиса существенно подешевели. Снижение конкуренции приведет к росту доли МРК на региональном рынке ШПД в Интернет и сделает его более монополизированным. Мы ожидаем, что в 2009 году рост рынка ШПД замедлится, но сможет составить порядка 19%, снижение капзатрат на региональную экспансию приведет к укреплению позиций местных игроков, которые со своей стороны будут активно привлекать клиентов. Коррекция планов по привлечению абонентов, конечно же, последует, особенно по корпоративному сектору. С другой стороны, сейчас есть возможности для перераспределения рынка, при активном продвижении более экономически выгодных тарифов».



Денис Кусков, генеральный директор
Telecomdaily

«Действительно, кризис пока не сильно затронул рынок частных клиентов. Мне кажется, что тарифы вряд ли будут повышаться и останутся на прежнем уровне, т.к. конкуренция очень большая. Основное развитие будет идти в регионах, так как проникновение услуг ШПД и телефонии в столицах весьма большое и имеет тенденции к замедлению. Мелким компаниям будет тяжело продолжать работу, так как им будет не хватать инвестиций в поддержание инфраструктуры и развития, без которого нет будущего. Поэтому вряд ли можно ожидать появления новых игроков, а будет идти процесс консолидации путем объединений и приобретений. Компании будут стремиться выполнять поставленные задачи по привлечению абонентов, снизив собственные затраты».



Геннадий Сменцарев, генеральный директор
ООО «Компания МИС-информ»

«Если говорить о возможности повышения абонентских тарифов на доступ в Интернет в условиях влияния кризиса, то представляется маловероятным, что в условиях всеобщего падения (либо стагнации уровня доходов населения), операторы решатся на подобный шаг. Российский рынок интернет-доступа является достаточно конкурентным, и развитие услуги интернет-доступа происходит по законам рыночной экономики, в соответствии с которыми по мере повышения уровня проникновения услуги, развития конкурентной среды, совершенствования и удешевления инфраструктурного и абонентского оборудования, цена на услугу интернет-доступа плавно снижается. Именно поэтому в последнее время операторы, чтобы поддержать достигнутый уровень ARPU, не шли на снижение цен на доступ в Интернет, а за ту же стоимость предоставляли своим абонентам более высокие скорости доступа в Интернет и пакеты дополнительных услуг. Уровень же экспансии операторов в регионы, вероятнее всего, замедлится. Здесь действуют две разнонаправленные тенденции. С одной стороны, дефицит наличности приводит к тому, что операторам становится труднее получать финансовые средства на развитие своих региональных проектов, поэтому они их замораживают. А, с другой стороны, кризисные явления привели к удешевлению активов, что создает соблазн для крупных компаний скупить «по дешевке» мелких операторов. Последняя тенденция более рельефно проявляет себя на медийном рынке. В сфере телекоммуникаций ситуация сложнее, так как принятие решения о покупке актива требует учета ряда специфических факторов, например, состояния телекоммуникационной сети кандидата на покупку, используемые им технологии и других. В ряде случаев оказывается выгоднее построить в регионе свою собственную сеть, чем покупать провайдера с устаревшей инфраструктурой и вкладывать дополнительные инвестиции в ее техническое переоснащение. Мелкие и средние компании в условиях финансового кризиса, скорее всего, никаких специальных защитных мер принимать не будут. Их конкурентное преимущество может состоять в большей гибкости бизнес-процессов по сравнению с крупными операторами, а также – в высоком уровне обслуживания абонентов. Ограниченные финансовые ресурсы затрудняют их географическую экспансию и технологическую конкуренцию с крупными поставщиками услуг интернет-доступа. Суммируя изложенное, можно ожидать, что в отдельных регионах страны, особенно в средних и малых городах, кризис приведет к снижению накала конкурентной борьбы и сохранению статус-кво в течение какого-то периода времени. Режим экономии расходов и жесткого контроля над затратами при сохранении или небольшом уменьшении доходов от предоставления услуги интернет-доступа позволит операторам аккумулировать резервы для активного развития в посткризисный период. Не все операторы находятся в одинаковых рыночных условиях. Некоторые крупные холдинги уже сейчас могут позволить себе обеспечить внутренними и, в ряде случаев, внешними кредитами развитие наиболее перспективных направлений. Другие – не имеют такой возможности. В целом же накопленные резервы станут одним из источников дальнейшего развития рынка услуг широкополосного доступа в Интернет в 2010 г. В результате пересмотра и сокращения планов по территориальной экспансии операторы сделают упор на более интенсивное освоение территорий, уже охваченных их телекоммуникационными сетями, прежде всего, за счет повышения качества обслуживания и, может быть, вывода на рынок более персонифицированных предложений, если это не потребует закупок нового дорогостоящего оборудования. В ближайшие месяцы данный фактор будет служить основным источником роста абонентской базы интернет-провайдеров».








© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов