15 марта '12
Рынок 3D TV столкнулся с трудностями
Сергей Михайлин, руководитель пресс-службы
ООО «Сумма Телеком»
«На популяризацию 3D-кино рынок закономерно ответил всплеском интереса к 3D-видео в целом: потребители «распробовали» трехмерное изображение, и хотят получать его дома. Спрос поддерживается и проникновением доступных 3D-телевизоров с качеством изображения намного выше, чем у анаглифной технологии (красно-синие очки), которая еще четыре-пять лет назад безоговорочно лидировала на рынке домашнего 3D. Зато предложение еще только формируется. Самая заинтересованная в 3D-контенте сторона - телевещатели. Спрос на домашнее 3D может позволить им вернуть себе часть аудитории, которая с развитием ШПД отказалась от телевизора в пользу бесплатных (и коммерческих) веб-сервисов. Кроме того, возможность демонстрировать телезрителям 3D-изображение имеет шанс стать эффективным и востребованным рекламным инструментом: это сулит 3D-вещателям прямую выгоду от внедрения новой технологии. Все же, вывод на рынок 3D-телевещания - процесс достаточно долгий и затратный. В выигрыше - каналы, основную долю ротации которых занимают собственные шоу и фильмы на стадии съемки. По себестоимости производства 3D-контент такого рода ненамного дороже обычного. Разница составляет едва ли больше 10%, и зависит исключительно от цены на 3D-камеры или специальную оптику для 2D-оборудования. Финансовые затраты на работу на площадке, монтаж и постпроцессинг к формату не привязаны, временные - отличаются незначительно. Соответственно, переход от «живого» 2D контента к «живому» 3D может происходить постепенно, по мере съемки новых выпусков. Напротив, каналы, ротирующие приобретенный контент и повторы уже отснятых программ, оказываются в сложной ситуации: конвертация 2D в 3D по стоимости и временными затратами сопоставима с колоризацией черно-белых фильмов. Не менее сложный вопрос - организация доставки контента телезрителю. Вывод всего 3D-вещания в отдельный канал относительно прост технологически, но вряд ли оправдан как способ вещания. Основным потребителем аналогичного формата HD-каналов, как правило, являются публичные заведения, а ждать спроса на 3D среди баров пока не приходится - объем на современных 3D-экранах виден либо через индивидуальные очки, либо, как в случае с автостереоскопическими дисплеями, только с определённого числа точек обзора. Сосуществование HD и 3D в рамках одного телеканала намного практичнее. Главная задача тут - обеспечить бесшовное переключение между стандартами, и гарантировать доступ к каналу владельцам как 2D-, так и 3D-телевизоров. Оптимальное решение этой проблемы - IPTV или цифровое КТВ. Говорить о перспективах развития российского 3DTV пока не время. Один телеканал такого формата в нашей стране уже работает (3D by Panasonic в HD-пакете НТВ+), но он служит скорее proof-of-concept, чем каналом продажи и доставки контента. Чтобы услуга действительно стартовала, необходима критическая масса клиентов, готовых ее получить - а темпы продаж 3D-телевизоров в России пока невысоки. При этом, в более отдаленной перспективе российское 3D-телевидение имеет шанс оказаться в более благоприятных условиях, чем европейское или американское - при условии, что основным каналом его вещания станет IPTV. На российском рынке фиксированного доступа исторически доминирует технология FTTB, по которой работает «Сумма Телеком». FTTB обеспечивает скорость соединения до 100 МБит\с на абонента, и стабильные условия связи. Благодаря этому, внедрение 3D-каналов в сетку вещания IPTV не потребует модернизации сетей - пропускной способности FTTB-подключения с лихвой хватит и на интернет, и на телевидение, а в случае использования программного плеера для просмотра ТВ через компьютер, не понадобится и стимулировать потенциальных зрителей к покупке дорогой ТВ-приставки. По мере роста объемов 3D-контента, 3DTV может успешно интегрироваться в общий поток телевещания, и позволить телевидению сохранить свои позиции в конкурентной борьбе с интернет-сервисам в ближайшие несколько лет. Более того, неизбежный с развитием 3DTV полный переход на цифровое вещание поможет сделать ТВ действительно общедоступным».