18 января '07

ИКТ-2006: темпы роста и новая модель рынка Ксения Писцова


Ксения Писцова

Агентство политических и экономических коммуникаций, директор по исследованиям и медиа-проектам

Интегральные показатели систем связи за три квартала 2006 года свидетельствуют о динамичном развитии отрасли. Инвестиционная привлекательность рынка информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в прошлом году не вызывает сомнений. По предварительной оценке Министерства информационных технологий и связи РФ, отечественные инвестиции в основной капитал отрасли в 2006 году составили около 150 млрд руб., что на 7,1% больше, чем в 2005 году. Объем иностранных инвестиций вырос на 19,5%, до 110 млрд руб. При этом объем IT-рынка увеличился на 17,3%, до 361,5 млрд руб., доход от услуг электросвязи вырос на 21%, до 745,6 млрд руб., от услуг почтовой связи — на 27,4% до 54,4 млрд руб. Сегмент услуг доступа в Интернет для частных пользователей продемонстрировал темп роста в 38%. По предварительным оценкам, капитализация отрасли за минувший год превысит 1 трлн. руб, увеличившись на 20%. А с учетом всех IT-проектов в сфере бизнеса по итогам четвертого квартала рост российского рынка может вообще перевалить за 30%.

 

Основной вклад в развитие отрасли вполне традиционно приходится на сегмент операторов мобильной связи, доля которых в общей структуре рынка занимает более 40%. За прошедший год российский сотовый рынок претерпел значительные изменения, особенно в связи с нововведениями, коснувшимися законодательного регулирования отрасли. Ключевое событие уходящего года - введение с 1 июля новой системы CPP (Calling Party Pays, "платит звонящая сторона") - существенно отразилось на структуре доходов основных игроков. Операторы «большой тройки», оказавшиеся перед необходимостью компенсировать потери от отмены платы за входящие звонки на мобильные с фиксированных номеров, использовали ситуацию для повышения эффективности бизнеса. За счет увеличения стоимости первой минуты разговора и перехода со второго квартала 2006 года на фиксированный курс расчетов для абонентов долларовых тарифных планов компаниям удалось не только избежать убытков, но и извлечь дополнительную выгоду. В результате рекордные финансовые показатели III квартала двух крупнейших российских операторов МТС и «ВымпелКома» обрадовали инвесторов и вселили надежду на дальнейший рост ARPU и сохранение высокой рентабельности бизнеса компаний и в 2007-м году. На конец 2006 года выручка сотовых операторов продолжает возрастать, обеспечивая годовой рост совокупных доходов отрасли до уровня 20—25%.

Ежемесячный прирост количества пользователей мобильной связи в течение 2006 г. колебался на уровне 2 млн. человек. С августа количество действующих sim-карт превысило количество жителей России. На конец 2006 года общее количество российских абонентов составляет порядка 150 млн. человек. При этом совокупная доля рынка региональных операторов по количеству абонентов увеличилась с 12% до 15%. Более плотное освоение своих территорий в сочетании с агрессивной маркетинговой политикой позволило региональным игрокам значительно расширить абонентские базы. По оценке MForum Analytics, около 45% прироста абонентских баз операторов-регионалов в 2006 г. пришлось на шведскую Tele2, еще около 40% - на «Сибирьтелеком», СМАРТС и «Уралсвязьинформ».

Однако высокая степень проникновения, обусловившая летом 2006-го преодоление стопроцентного рубежа, заставляет мобильных операторов корректировать свою маркетинговую политику и фокусироваться на продвижении новых услуг. Меняется концепция конкуренции -- начинается новый этап развития российского рынка сотовой связи.

Центральным событием 2007 года станет выдача лицензий на оказание услуг стандарта «третьего поколения». Проведение в ближайшее время конкурса на получение 3G -лицензий ставит перед крупнейшими игроками задачу поиска платформ для внедрения инновационных услуг нового поколения. Важной зоной роста в текущем году станет развитие различных видов дополнительных услуг. Маловероятно, что сотовым компаниям удастся сохранить некогда достигнутые темпы увеличения доходов. Успех компаний в 2007 будет напрямую зависеть от эффективности реализуемых маркетинговых стратегий и бизнес-моделей. И только новые направления развития позволят операторам увеличить доходность бизнеса и повысить лояльность абонентов.

 

В 2007 году на развитие информационно-компьютерных технологий Правительство РФ планирует выделить 22 млрд. руб, что более чем в два раза превышает финансирование этой сферы в 2006 году. Основными целями при этом остаются строительство технопарков, телефонизация и программа «Электронная Россия». По данным Мининформсвязи, около 2 млрд. руб. из выделенных средств пойдет на создание технопарков. Очевидно, что дополнительное финансирование позволит реализовать планы, о которых говорилось в прошлом году.


 







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов