30 мая '06
ИКТ: определяющий фактор роста - Леонид Рейман
Леонид Рейман
Мировой опыт показывает, что в современном обществе информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются одним из определяющих факторов экономического роста. Применение ИКТ позволяет значительно повысить производительность труда практически во всех сферах экономики, обеспечить новый уровень качества государственного управления и социальных услуг. Темпы развития российской отрасли ИКТ значительно превосходят темпы экономического роста нашей страны. Так, в 2005 году общий объем отрасли ИКТ составил около триллиона рублей. Как следствие, доля отрасли в структуре ВВП существенно увеличилась и на конец года достигла порогового значения в пять процентов. Это подтверждает, что отрасль сегодня становится мощным локомотивом экономического роста. Так, в соответствии с программой социально-экономического развития Российской Федерации, вклад отрасли ИКТ в рост экономики нашей страны будет сопоставим со вкладом от нефтедобычи. Деятельность Министерства и Правительства в приоритетном порядке направлена на решение трех основных задач, тесно взаимоувязанных между собой. Так, одним из ключевых приоритетов деятельности Мининформсвязи являются вопросы поддержки развития отечественного конкурентоспособного производства и вывод его на мировой рынок для развития российской экономики и снижения ее сырьевой зависимости. Отдельным направлением деятельности является стимулирование дальнейшего распространения ИКТ в социально-экономической сфере и государственном управлении. Большое внимание уделяется обеспечению населения и организаций доступными и современными информационно-коммуникационными услугами на всей территории Российской Федерации и развитие национальной инфраструктуры связи. Рост, наблюдается во всех сегментах: фиксированной связи, мобильной и телерадиовещании, а также в почтовой связи. По темпам развития отрасли связи Россия сегодня занимает лидирующие позиции в мире. В прошлом году мы приступили к реализации механизма универсального обслуживания, под которым понимается предоставление населению на всей территории страны гарантированного государством набора минимально необходимых услуг связи. Более того, после принятия ряда нормативных актов к закону «О связи», мы можем говорить о полном завершении перевода отрасли на рыночные рельсы. Одним из наиболее динамично развивающихся сегментов отрасли является производство и продажа продукции и услуг в сфере информационных технологий. Основной рост в секторе информационных технологий приходится на продажу программных продуктов, разработку программного обеспечения и системную интеграцию. В этих сегментах доля российских компаний является значительной, и они успешно конкурируют с зарубежными игроками. Стремительный рост продаж программного обеспечения и услуг подтверждает тот факт, что российские компании от решения задач формирования современной вычислительной и сетевой инфраструктуры, переходят к внедрению комплексных прикладных решений и систем управления своей деятельностью. Эта тенденция соответствует международному опыту. Так, на мировом рынке по мере перемещения основного производства комплектующих в Азию и снижения стоимости производства оборудования основная конкуренция развернулась именно в этих секторах. По данным международных аналитиков, мировой рынок услуг разработки программного обеспечения к 2010 году достигнет 140 млрд. долларов США. Имеющийся в России потенциал развития в этой сфере, существующие интеллектуальные ресурсы и опыт успешных конкурентоспособных разработок позволяют надеяться на то, что именно на этих рынках у нашей страны есть шанс занять достойное место. Однако для обеспечения лидирующей роли российской отрасли информационных технологий на мировом рынке необходимо обеспечить государственную поддержку развития отечественного производства. Экспорт программного обеспечения и информационных услуг мы рассматриваем в качестве одного из источников увеличения доходной базы государства и развития ИТ рынка в России в целом. В 2005 году началась реализацию комплексной программы по стимулированию развития национальной отрасли информационных технологий и выводу ее на мировой рынок. Предложенные нами меры по созданию технопарков, введению специального предпринимательского режима для экспортеров ПО и формированию системы венчурного финансирования отрасли были полностью одобрены и поддержаны Президентом. Совсем недавно Правительство утвердило подготовленную Мининформсвязи программу создания технопарков в сфере высоких технологий. Их основная задача - формирование доступной инфраструктуры для развития российских предприятий в сфере ИТ. Финансировать создание технопарков предполагается из трех источников: федерального и регионального бюджетов, а также за счет привлечения внешних инвестиций. Такое сочетание сделает эффективным реализацию в отрасли модели государственно-частного партнерства. Уверен, что на эти проекты обратят внимание как западные, так и российские инвесторы. Мы готовы оказывать необходимую государственную поддержку по созданию технопарков. На мой взгляд, особенно важно, что эти проекты решают не только экономические, но и социальные задачи. А именно - дают возможность талантливым программистам России получить достойное применение своему образованию, интеллектуальному потенциалу не покидая свою страну. В дополнение к созданию инфраструктуры проводится работа по корректировке Налогового кодекса с целью введения специального режима предпринимательской деятельности для российских ИТ-компаний, имеющих высокий экспортный потенциал. Изменения в Налоговый Кодекс, принятые Государственной Думой в первом чтении, предусматривают замену налога на прибыль, имущество и ЕСН единым налогом. Это могло бы сильно облегчить жизнь российским компаниям–разработчикам, работающим на экспорт. В числе комплекса мер по стимулированию развития отечественного производства в сфере информационных технологий предусмотрена также разработка механизма обеспечения организаций отрасли инвестиционными ресурсами. Как показывает международная практика, наиболее эффективным механизмом решения этой задачи является создание специализированного венчурного фонда. В Правительстве уже рассматривается проект постановления по созданию «Российского инвестиционного фонда информационно-коммуникационных технологий». Проактивная государственная политика поддержки развития предприятий в сфере ИТ привела к тому, что в 2005 году в России многие крупные зарубежные компании открыли или значительной расширили свои центры разработки программного обеспечения. Среди них есть такие хорошо знакомые технологические корпорации как Интел, АйБиЭм, Сименз и другие. Это фактически означает создание новых рабочих мест, инвестиции в российскую экономику, а также возможность для российских специалистов перенимать зарубежный управленческий опыт. При этом не только эффективно решается проблема утечки мозгов, но и Россия вновь становится мировым инновационным центром. Одновременно значительно вырос интерес к российским компаниям - разработчикам ПО со стороны иностранных заказчиков. Так, объем экспорта ПО достиг в 2005 году примерно миллиарда долларов. Рост, по сравнению с предыдущим годом, составил более 30 процентов. Это лишь подтверждает наше заключение о значительном потенциале развития российской отрасли на мировом рынке. Наряду с поддержкой развития отрасли Министерство реализует целый комплекс мер, направленных на стимулирование использования ИКТ в социально-экономической сфере. Здесь наши усилия сосредоточены на трех основных направлениях. Это информатизация социальной сферы. Здесь необходимо сделать акцент на выравнивании уровня ИКТ-оснащения бюджетных учреждений в сфере образования и здравоохранения. Важного результата нам удалось добиться в проекте развития российского образования. Так благодаря, в том числе нашим усилиям, в рамках проекта предусматривается стопроцентное подключение школ к сети Интернет. В настоящее время решается вопрос также о приобретении в рамках проекта стандартных компьютерных классов для всех школ, не имеющих современных кабинетов информатики. Не менее важное направление – создание эффективного электронного правительства. Работы ведутся в двух основных направлениях. Создание общей инфраструктуры и среды электронного взаимодействия, включающей центр управления доступом к данным государственных информационных систем и типовые решения. Фактически мы говорим о необходимости интеграции ведомств в единое целое на основе ИКТ – это и есть электронное правительство. Только реализация такого подхода позволит обеспечить связность управления на территории всей страны и предоставление государственных услуг на принципах «одного окна». И третье направление, это устранение цифрового неравенства на основе развитие инфраструктуры связи. В ближайшее время необходимо сконцентрироваться на устранении инфраструктурных диспропорций в сфере связи. От успешного решения задачи формирования современной и доступной ИКТ-инфраструктуры на территории Российской Федерации напрямую зависит возможность реализации планов развития нашей страны. И мы считаем что у нас есть возможность сделать все это в кратчайшие сроки. Реализация намеченных мер позволит нам существенным образом улучшить ситуацию с доступностью для населения современных ИКТ, обеспечить на основе их применения модернизацию социальной сферы и государственного управления и в целом стимулировать развитие конкурентоспособности и рост экономики нашей страны. К 2010 году реализация государственной политики позволит обеспечить повышение плотности телефонной сети в полтора раза. Увеличить обеспеченность компьютерами на 100 человек. населения с 10 до 43. Увеличить долю пользователей сети Интернет с 15 до 45 процентов. Увеличить долю отрасли ИКТ в структуре ВВП с 5 до 10 процентов, Добиться роста доли ИКТ в структуре экспорта Российской Федерации до 4 процентов. Увеличить долю занятых в отрасли с 1,8 до 5 процентов. Наша задача – создать такие условия, которые позволили бы максимально эффективно реализовать потенциал отрасли инфокоммуникаций для развития нашей страны и использовать российский интеллектуальный капитал для выхода в этой сфере на передовые позиции.