20 ноября '06
Российские телекомы за рубежом: экспансия продолжается Илья Федотов
Стремительное развитие российского телекоммуникационного рынка - характерная тенденция последних лет. За прошедшие пять лет проникновение сотовой связи в России выросло с 5% до 100%. Рынок традиционной телефонии также находится в стадии насыщения и темпы его роста низкие. В связи с этим, для повышения размеров бизнеса, а также увеличения капитализации участники рынка вынуждены искать новые пути для роста. Один из них – приобретение или создание активов за пределами России. Основными участниками экспансии на зарубежные рынки являются сотовые операторы, в частности МТС и «ВымпелКом», либо их «материнские» компании – АФК «Система» и Altimo («Альфа-Групп»). Для объяснения этого существует ряд факторов. В первую очередь, сотовые операторы обладают более значительными финансовыми ресурсами. Кроме того, данные компании по большей части являются публичными и известными для западных инвесторов, что дает им возможность привлекать заемные ресурсы по более низким ценам. И третий фактор – сотовый рынок в некоторых странах развит не полностью, что дает возможность роста, и в определенных случаях многократного. Тем не менее, география деятельности российских телекоммуникационных компаний за пределами страны по большей части ограничивается рамками СНГ, и лишь Altimo владеет долей в турецком операторе Turkcell. Существует несколько причин, по которым российские компании не «идут» в дальнее зарубежье. Во-первых, в дальнем зарубежье компании сталкиваются со значительной конкуренцией со стороны крупнейших мировых телекоммуникационных гигантов, которые имеют возможности и желание предложить за активы более высокую цену, чем российские компании. В подтверждение достаточно привести пример конкурса покупки лицензии на право предоставлять услуги связи в стандарте GSM на территории Египта. В конкурсе победила компания Etisalat из ОАЭ, предложившая 2,9 млрд. долл. только за лицензию, не считая дополнительных инвестиций в строительство сети и привлечение абонентов. Но все же и российские сотовые операторы не оставались в стороне от сферы слияний и поголощений. Пионером в экспансии в СНГ стал «Мегафон». Компания в 2001 г. совместно с «ТаджикТелекомом» основала оператора «ТТ-Мобайл». Также примечателен тот факт, что данная компания стала первой в СНГ предоставлять услуги связи в стандарте 3G. В начале 2003 г. МТС стала акционером украинской компании «Украинская Мобильная Связь». Также МТС является совладельцем белорусского оператора ОООО «Мобильные ТелеСистемы», контролируя в нем 49%. Контрольный 51% принадлежит правительству Белоруссии. В том же 2003 г. за пределы России вышел и «Вымпелком» – компания приобрела казахского оператора KaR-Tel. Наиболее активно экспансия осуществлялась в 2005-2006 гг., причем больше всего в приобретениях преуспел «Вымпелком». После длительных споров его крупнейших акционеров – российского Altimo и норвежского Telenor – компания вышла на сотовый рынок Украины, приобретя компанию «Украинские РадиоСистемы». Стоит отметить, что по большей части экспансия развивалась в азиатском направлении, что может быть связано со слабой развитостью рынков в данном регионе. В частности в Узбекистане МТС приобрела оператора Uzdunrobita, а «Вымпелком» стал акционером Buztel и Unitel. Кроме того, МТС предприняла попытку выхода на туркменский рынок – компания приобрела туркменского оператора BCTI, однако установить контроль на этим активом российскому оператору так и не удалось. Кроме указанных приобретений российские компании также вышли на рынки Грузии, Армении и Киргизии. Что касается стоимости приобретений, то в большинстве случаев один абонент обходился российским компаниям в 500-1 000 долл. Лишь «Вымпелком» приобрел УРС по цене около 3 900 долл. за абонента, что и стало причиной конфликта с Telenor. Тем не менее, за исключением данного прецедента, в целом зарубежные приобретения российских операторов можно считать вполне оправданными – указанные рынки являются менее насыщенными, чем в России, и имеют значительный потенциал роста.