7 ноября '06

Технологии проникновения и новые технологии Ирина Астафьева


Ирина Астафьева

Консалтинговая аналитическая компания J'son & Partners, консультант-аналитик

Широко анонсированный рубеж стопроцентного проникновения сотовой связи, взятый в июле 2006 г., -- лишь косвенный критерий насыщенности российского рынка. Можно выделить три основные причины, по которым реальный уровень проникновения расходится с публичным. Во-первых, это слишком лояльная политика учета заблокированных и неактивных абонентов. Во-вторых, наличие у части населения более одной сим-карты. И, наконец, - существование категории абонентов, использующих сотовую связь в одностороннем порядке

 

Статистика, которую ежемесячно анонсируют операторы, основана на количестве проданных сим-карт. Главным недостатком такого учета является то, что она не принимает во внимание менталитет российских абонентов, готовых с периодичностью раз в несколько месяцев менять свой мобильный номер ради экономии 1-3 долларов. Выговорив весь лимит, абонент под воздействием рекламы о более низких тарифных планах приобретает новую сим-карту. Старая же “симка“ еще какое-то время учитывается в абонентской базе. Длительность ее учета зависит от политики операторов, - как правило, заблокированная сим-карта выводится в отток через 3-6 месяцев, если же баланс на ней немногим более нуля, то она может включатся в общую базу еще довольно долгое время.

 

Второй фактор, оказывающий влияние на объем абонентской базы, - абоненты, использующие на постоянной основе две и более сим-карты. Одна может быть “рабочей”, вторая – для личных/частных целей, третья – для поездки в другой регион. Механизм продаж операторов никак не регламентирует количество приобретенных сим-карт на одного человека. Более того, операторами фактически поощряют приобретение новых сим-карт.

 

Третья категория абонентов, в силу ограниченности расходов на сотовую связь, использует сотовый телефон в основном для приема звонков и/или отправки sms-сообщений (дети, пенсионеры).

 

Таким образом, понятно, что статистика сотовых операторов включает двойной учет по значительному количеству абонентов, в то время как фактическое количество людей, являющихся активными потребителями сотовых услуг, гораздо меньше.

 

По оценкам J’son & Partners, реальный уровень проникновения сотовой связи на 30% ниже расчетного (данные на основе сим-карт). Тем не менее даже при уровне проникновения немногим выше 70% рынок сотовой связи в России демонстрирует достаточно высокую степень насыщения. В течение 2006 г. прирост абонентской базы колебался на уровне 2 млн. человек, тогда как в 2005 г. каждый месяц рынок прибавлял в среднем около 4 млн. абонентов.

 

Еще в прошлом году операторы начали уделять внимание не количественным, а качественным показателям, ведущим к росту средних доходов в расчете на одного абонента (ARPU). В свою очередь ARPU складывается из доходов от голосового трафика и доходов от предоставления не голосовых услуг, так называемых Дополнительных услуг (VAS). Если инструменты для увеличения голосового трафика (и доходов от него) достаточно хорошо отработаны, то развитие рынка VAS-услуг находится еще только на этапе развития. Сейчас около половины доходов от Дополнительных услуг приходится на обмен sms-сообщениями между абонентами. Тогда как две другие составляющие VAS - сегмент мобильного Интернета и сегмент контент-услуг могут стать know-how, посредством которого операторы смогут подняться на новый виток развития сотовой связи.

 

В 2003-2005 годах интенсивный рост доходов от сотовой связи был вызван увеличением голосового трафика, тогда как сейчас операторы надеются, что смогут удержать высокие темпы роста доходов благодаря росту популярности дополнительных услуг.

 

Мобильный банкинг, видео-звонки, оплата любых услуг посредством мобильного телефона, мобильное телевидение – и это далеко не все услуги, которые могут стать обычным “приложением” к мобильному терминалу, используемому в повседневной жизни. Однако, представление более широкого спектра услуг связано с необходимостью модернизации/замены существующих сотовых технологий. Именно поэтому в мире, и в России в частности, ведется множество дискуссий о сетях третьего поколения.

 

Преимущество сотовых сетей третьего поколения заключается не только в более дешевой себестоимости минуты голосового трафика. Их основное отличие от сетей второго поколения (GSM и CDMA2001) состоит в более высоких скоростях передачи данных и доступу к мобильному Интернету. Пока еще не разработана концепция VAS-сервиса, который сможет оказать революционное влияние на рынок сотовой связи. Конечно же, весьма внушительный перечень дополнительных услуг, предлагаемых операторами как на сетях второго, как и третьего поколения, популярен среди различных категорий абонентов, однако лишь незначительная их часть готова тратить средства на услуги, которые не являются предметом первой необходимости – т.е. на не голосовые услуги. Даже учитывая достаточно высокую вероятность того, что в России лицензии на 3G планируется выдать до конца этого года, в развитии сотового рынка все равно пока не предвидится коренных изменений. Операторы, исходя из расчета эффективности и окупаемости, будут строить сети третьего поколения лишь в тех городах, где есть высокий платежеспособный спрос на дополнительные услуги. Основной фактор, который может повлиять на развитие рынка, - это разработка новых технологий, которые можно будет отнести к четвертому поколению (4G). Конечно же, могут появиться новые технологии и решения, которые поставят сегмент мобильной передачи данных на один уровень с широкополосным доступом. Но на сертификацию и внедрение таких технологий уйдет достаточно долгое время. В ближайшее же время сетям 3G придется конкурировать с уже развиваемыми технологиями WiMAX.

 








© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов