27 декабря '12

Спутниковое ТВ – итоги года

Рынок спутникового ТВ в России в 2012 году показал рост. На сегодняшний день суммарная абонентская база всех DTH операторов РФ составляет более 14,5 млн чел., из которых 11 млн - активные пользователи. В 2011 году абонентская база всех спутниковых операторов составила 9 млн человек. Всего за 2012 год рост рынка составил порядка 20%, что немного меньше чем в 2011 году. Большая часть новых подключение относится к услугам Национальной спутниковой компании (бренд «Триколор ТВ»), на которую приходится основная доля рынка.
Давление со стороны лидера рынка «Триколор ТВ», насыщения рынка в целом - к платному ТВ уже подключено 55-57% домохозяйств (число абонентов составляет более 10,3 млн абонентов), а также усиление конкуренции на нем особенно со стороны Интернета вынуждает операторов снижать цены на свои услуги. Так, например «НТВ-плюс» принял решение о снижении цен на свои услуги за Уралом в 30 с лишним раз, сменив позиции премиального оператора на дискаунтера. С середины января 2013 года минимальная абонплата для жителей восточной части России (Урал и восточнее) снизится с 900 руб. до 29 руб. в месяц. Планируется, что в перспективе такой же тариф будет установлен и для европейской России. За 29 руб. в месяц абоненты смогут смотреть 35 телеканалов, а за 50 руб. в месяц — около 50, в том числе высокой четкости (HD). Самый дешевый тариф на сегодняшний день у «Триколор ТВ» - самый дешевый платный пакет из 51-134 каналов стоит 600 руб. в год (50 руб. в месяц). Снижая тарифы, «НТВ-плюс» рассчитывает увеличить абонентскую базу, которая сегодня насчитывает около 650000 и остается неизменной на протяжении уже нескольких лет. При этом компания уже несколько лет работает в минус: прошлый год она завершила с чистым убытком в 384 млн руб., а 2010 год — в 159,4 млн руб. (РСБУ).
На ноябрь к услугам «Триколор ТВ» было подключено 11,4 млн домохозяйств и по предварительной оценке iKS-Consulting, к концу 2012 г. будет подключено 8,79 млн платных абонентов. Второй по численности абонентов DTH-оператор «Орион Экспресс» на декабрь перешагнул рубеж в 1 млн. Абонентская база «НТВ Плюс» на конец ноября превышала 650 тысяч человек, у «Актив ТВ» составляла около 100 тысяч, «Радуга ТВ» - 220 тысяч абонентов.
Представители экспертной среды отмечают, что, несмотря на спад активности, DTH - один из самых стремительно растущих сегментов на рынке платного телевидения. Согласно прогнозам к 2015 году суммарный объем пользователей платного спутникового ТВ составит от 13 до 17 млн абонентов. Рост рынка связывают с доступностью услуги на всей территории России и независимостью от сетей фиксированной связи. Общей же проблемой операторов спутникового ТВ аналитики считают то, что их услуги не интерактивны, из-за чего в крупных городах они проигрывают операторам кабельного ТВ и IPTV. Развитии IP телевиденья представляется экспертам одной из ключевых проблем для сектора DTH.
Что касается снижения абонентской платы «НТВ-плюс», по мнению экспертов, это вряд ли будет способствовать увеличению числа клиентов, хотя бы потому, что оборудование «НТВ-плюс» и «Триколор ТВ» стоит примерно одинаково. Есть мнение, что рынок спутникового телевидения в России ограничен, а перспективы роста во многом реализованы. Себестоимость новых подключений растет, при низких темпах роста самой базы. После определенного роста уровня проникновения услуг платного ТВ в массы, эксперты не исключают даже оттока абонентов.


Эксклюзивные комментарии:

Эльдар Вагабов, аналитик
Фонд Благосостояние

«По моим ощущениям, рынок спутникового телевидения в России весьма ограничен, и перспективы его роста во многом уже реализованы. Об этом же свидетельствуют и отчеты основных игроков рынка, из которых следует, что себестоимость новых подключений растет, а абонентская база растет предельно низкими темпами. Действительно, если иметь в виду, что платным телевидением охвачено более половины домохозяйств, то становится понятно, что из оставшихся домохозяйств потенциальных абонентов не так уж и много: либо это семьи с доходом ниже среднего, которым платное ТВ не по карману, либо это те семьи, которые вообще редко смотрят телевизор. Если говорить об основных проблемах рынка платного ТВ в России, то мы можем отметить следующие. Во-первых, это довольно высокая степень насыщения рынка. Как отмечалось, более половины домохозяйств уже являются абонентами. Во-вторых, это конкуренция со стороны интернета, что особенно актуально в случае с молодежью. И, наконец, в-третьих, это агрессивная маркетинговая политика ряда крупных операторов платного ТВ, которая не оставляет места на рынке более мелким игрокам. По моему мнению, истекший год был довольно спокойным. Каких-то действительно значимых событий припомнить будет довольно сложно. Если говорить о дальнейших перспективах рынка, то мне видится дальнейший рост уровня проникновения услуг платного ТВ в массы, после чего (в более отдаленной перспективе) можно ожидать даже некоторый отток абонентов, прежде всего тех, которые не являются активными зрителями и которые в свое время подключились лишь благодаря воздействию на них рекламы».



Михаил Шеховцов, управляющий директор медийные проекты
J'son & Partners

«По итогам года для спутникового ТВ на российском рынке - абсолютного лидерства достиг «Триколор ТВ», хотя остальные операторы предпринимают отдельные попытки изменить ситуацию на рынке, их результаты пока не являются существенными по сравнению с этой компанией. Ключевыми моментами года можно считать активное продвижение другими операторами массовых услуг, это, прежде всего, «Орион-Экспресс», а теперь и «НТВ Плюс» собирается идти этим же путем. На сегодняшний день спутниковое телевидение превратилось из премиальной услуги в массовое предложение для широких слоев населения и, прежде всего, в местах, где кабельное ТВ и эфирное ТВ слабо развиты – сельская местность, дачные поселки, пригороды. Среди основных проблем рынка – то, что спутниковые операторы не представляют услуги широкополосного Интернет доступа в пакете с телевидением в отличие от операторов кабельного ТВ и IPTV. Прогнозы для рынка спутникового ТВ в России делать достаточно сложно, проникновение платного ТВ в России уже достаточно высокое, поэтому рост рынка в целом будет не значительным, скорее будет некоторое изменение его структуры по пакетам и тарифным планам и долям отдельных игроков, а также развитие дополнительных услуг и контентных предложений (HD каналы, премиальные тематические пакеты)».



Егор Гончарук, аналитик
отдел инвестиционного моделирования ИК «Энергокапитал»

«На данный момент суммарная абонентская база всех DTH операторов РФ составляет более 14,5 млн. чел., из которых 11 млн. являются активными пользователями. Всего за 2012 г. рост рынка составил порядка 20%, что немного меньше чем в 2011 г. Можно выделить следующие тенденции на рынке:
• падение стоимости услуг спутникового телевидения, а также выручки с одного абонента (ARPU), происходящей на фоне увеличения количества абонентов
• доминирующее положение «Триколор ТВ»: абонентская база компании составляет более 85% от общего количество клиентов на рынке, что позволяет Триколору вести агрессивную ценовую политику
• стоит также отметить, что, несмотря на незначительно спад активности, DTH рынок остается одним из самых быстроразвивающихся в РФ.
Основная проблема DTH рынка в среднесрочной перспективе кроется в развитии IP телевиденья. Принципиальной разницы между способов доставки сигнала между ШПД и IP телевидения нет, что позволяет прогнозировать в дальнейшем стремительный рост именно этого сегмента. Учитывая рост спутниковых мощностей и расширение пакетов, стоит ожидать сохранение текущей тенденции развития рынка и в 2013-2014 гг. Что же касается «НТВ Плюс», то судьба компании будет зависеть от того, успешно ли оператор сможет зарекомендовать себя в нише дискаунтера».
 



Нелли Матвеева, аналитик
FINAM GLOBAL

«Индустрия неэфирного телевидения (СТВ, КТВ, IPTV) развивается довольно высокими темпами и сохраняет значительный потенциал роста. Интерес стратегических и финансовых инвесторов к сектору остается значительным. В число крупнейших провайдеров неэфирного ТВ в целом (с учетом различных технологий подключения), входят такие компании как «Триколор», «Ростелеком», МТС, «ЭР-Телеком», «Акадо». На долю пятерки лидеров рынка приходится в совокупности более 70% рынка платного ТВ. Мы полагаем, что в ближайшей перспективе процесс концентрации рынка продолжит проходить достаточно активно. Согласно предварительным оценкам iKS-consulting, по итогам 2012 года общее количество абонентов платного телевидения в России составит более 30 млн. (рост год к году – более 15%), уровень проникновения превысит 55%. Основными драйверами развития индустрии неэфирного телевидения остается рост интереса потребителей к тематическому ТВ, высокий спрос на оригинальный контент и цифровое качество. Мы ожидаем, что, несмотря на рост конкуренции на фоне развертывания эфирного цифрового телевидения и взрывное увеличение видеоконтента в сети Интернет, в среднесрочной перспективе следующих 2-3 лет темпы роста pay TV будут оставаться довольно высокими – на уровне около 10-12%».








© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов