26 декабря '12
Минкомсвязи намерено разработать национальный план развития ШПД
Руководитель Минкомсвязи Николай Никифоров заявил о планах подконтрольного ему ведомства создать национальный план развития широкополосного доступа (ШПД) в Интернет и обеспечить его господдержку. Кроме того, предполагается снижение в разы себестоимости строительства инфраструктуры ШПД за счет инновационных технических решений. Предполагается, что план развития ШПД включит в себя методику определения территорий, требующих государственной поддержки, программу финансирования через реформу фонда универсальной услуги и плату за использование радиочастотного спектра (около 15 млрд в год), а также проекты координации планов информатизации. Идея полного проникновения ШПД в России получила поддержку премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, предложив при этом вынести на отдельное обсуждение источников финансирования проекта. Министр убежден в том, что прирост проникновения ШПД на 10% может способствовать повышению ВВП на 1,4%. На сегодняшний день проникновение оптоволоконных линий связи, обеспечивающих широкополосный доступ в Интернет, в России существенно отстает от проникновения мобильной связи. Россия занимает первое место в Европе по общему количеству интернет-пользователей и четвертое место в мире по числу пользователей 4G LTE. Общий объем телекоммуникационного рынка России в Минкомсвязи оценивают в 1,3 трлн руб., что соответствует 2% ВВП.
Проникновение сотовой связи в РФ на сегодняшний день выше, чем во многих странах Европы, – 159%. Для сравнения в Италии – 152%, в Великобритании – 131%. При этом по уровню проникновения ШПД Россия отстает от европейских государств: в России оно составляет 31%, в Италии – 32%, в Великобритании – 53%, в Швеции - 98%. В некоторых регионах РФ отставание в проникновении фиксированного ШПД от мобильной связи особенно разительно. Например, в Южном ФО проникновение мобильной связи составляет 144%, а проникновение фиксированного ШПД – лишь 21,2%, в Сибирском ФО – 147,9% и 26% соответственно, в Центральном ФО (без учета Москвы) – 147,1% и 24,5%. Отставание ШПД от мобильной связи объясняется высокой стоимостью инфраструктуры в регионах с низкой плотностью населения. Используемые сегодня технологии ограничивают скорость. Внедрение же новых оптических технологий весьма затратно и имеет определенные «архитектурные ограничения в будущем развитии». Сейчас на обеспечение всех 54 млн домохозяйств РФ фиксированным ШПД, если бы пришлось начать все с нуля, потребовалось бы 650 млрд руб. (при стоимости обеспечения одного домохозяйства – 12 тыс. руб.). Перед министерством стоит задача снизить стоимости до 3 тыс. руб. и, соответственно, уменьшение капзатрат до 162 млрд руб. Таким образом для развития ШПД необходимо построение инфраструктуры там, где это невыгодно коммерческим операторам и внедрение технологий, которые позволят сократить капитальные и операционные расходы, а также будут способны справиться с экспоненциальным ростом трафика в будущем. Регулятор намерен стимулировать спрос для того, чтобы операторам было выгодно работать в непривлекательных сегодня регионах и внедрять технологии, которые позволят снизить капитальные затраты.
Развитие ШПД, как отмечают эксперты, является общемировой тенденцией, и практика поддержки этого процесса на государственном уровне существует и вполне себя оправдывает. При этом, опять же ссылаясь на международный опыт, эксперты обращают внимание на то, что существует практика решения задачи покрытия связью труднодоступных регионов связью посредством радиосвязи. Аналитики подчеркивают, что используя мировой опыт, отечественные регуляторы могут сэкономить бюджетные миллиарды. Так, например, за рубежом существует практика стимулирования операторов, развертывающих сети ШПД на нерентабельных для них территориях, будь то облегченные регуляторные процедуры, освобождение от платы за расчеты ЭМС или за использование спектра на первые 5-6 лет работы или что другое.
Однако сомнений в том, что решение проблемы «цифрового неравенства» один из наиболее актуальных вопросов сегодня, сомнений ни в экспертном сообществе не вызывает, как и то, что в этом вопросе не обойтись без господдержки. Наибольшие шансы получить контракт на покрытие связью труднодоступных регионов страны. По мнению аналитиков, у «Ростелекома», который получит тем самым возможность раннего выхода на все еще высокомаржинальные региональные рынки, где сможет в условиях нулевой конкуренции предложить универсальную услугу связи. Вопрос финансирования проекта остается на сегодняшний день открытым.
Согласно экспертным оценкам, по итогам 2012 года ожидается рост проникновения ШПД на российском рынке на 6-8%. Аналитики говорят о замедление расширения проникновения и постепенном насыщение рынка ШПД. Отмечается, что в Москве рост абонентов составил 2,5%, в то время как Санкт-Петербург показал отрицательную динамику (-0,5%). В 2013-2014 гг. стоит ожидать роста абонентской базы по России в среднем на 5,5-6%. Высокие издержки объясняются малой плотностью населения (8,4 чел на км.2). Отмечается сохранение тенденции консолидации отрасли. В 2013 году прогнозируется дальнейшее укрупнение рынка, при том что доминировать на нем будут по-прежнему крупнейшие федеральные компании.
Справка
Программа Универсальных услуг связи существует с 2005 года и предназначена для телефонизации и интернетизации удаленных труднодоступных регионов.
Правительство обязало всех операторов перечислять по 1,2% выручки в Фонд универсального обслуживания, который компенсирует убытки победителям конкурсов, которые за меньшую плату оказывают населению в труднодоступных регионах обязательный минимум услуг (телефонную связь через таксофоны и интернет-доступ через ПКД). УУ предоставляет 21 оператор, в том числе «Ростелеком» и «Почта России».
Эксклюзивные комментарии:
Юлия Волкова, заместитель начальника
АНО «Центр анализа электромагнитной совместимости»
«Весь мир развивает сети широкополосного доступа, и Россия – далеко не первая страна, которая собирается поддерживать это решение на государственном уровне. Однако идея строить государственные проекты на базе «лабораторных модулей» представляется столь же спорной, сколько и непродуктивной. Как известно, «малообслуживаемыми» территории являются именно потому, что кабель тянуть там невыгодно или, что бывает намного чаще, - невозможно. То есть никакие дорогостоящие лазерные модули здесь совершенно ни при чем. В мировой практике задачи обеспечения связью сложных регионов решаются при помощи радиосвязи. И это – не удивительно. Базовая станция радиодоступа обслужит всех, кто находится в зоне ее действия. Абонентские устройства давно разработаны и массово производятся, их стоимость – истинные копейки, по сравнению с доработкой, внедрением и малосерийным производством каких-бы то ни было инноваций. Любые массовые решения открытых стандартов всегда дешевле проприетарных инноваций. В России сегодня, действительно, имеется существенная разница в обеспеченности услугами высокоскоростного доступа в регионах, удаленных от Красной и Сенатской площадей. Однако эту проблему можно решить и без привлечения миллиардов государевых рублей. Например, как это давно делается в других государствах, можно использовать особые стимулы для операторов, развертывающих сети ШПД вглубинке, – в виде, например, облегченных регуляторных процедур, либо освобождения от платы за расчеты ЭМС или за использование спектра на первые 5-6 лет работы».
Егор Гончарук, аналитик
отдел инвестиционного моделирования ИК «Энергокапитал»
«Важность проникновения ШПД трудно переоценить: наличие доступа в Интернет является важным элементом инфраструктуры, как и для бизнеса, так и для индивидуальных пользователей. Так как во многих случаях подключение в труднодоступных районах на первом этапе является экономически невыгодным, поддержка государства является необходимой мерой решения данного вопроса. За счет политики минимизации издержек, а так же использования современных технологий можно снизить издержки в 2-2,5 раза. Спрогнозировать какие инновационные технические решения будут разработаны в течение двух лет, а также их коммерческую эффективность практически невозможно. Рынок ШПД постепенно насыщается. Прирост абонентской базы по России в 2012 г. оценивается на уровне 7,5-8%. Стоит отметить, что в Москве рост абонентов составил 2,5%, в то время как Санкт-Петербург показал отрицательную динамику (-0,5%). В 2013-2014 гг. стоит ожидать роста абонентской базы по России в среднем на 5,5-6%. Малая плотность населения (8,4 чел на км.2) является причиной высоких издержек».
Нелли Матвеева, аналитик
FINAM GLOBAL
«Российский рынок высокоскоростного доступа, несмотря на некоторое замедление расширения проникновения в последнее время, продолжает демонстрировать достаточно высокие темпы роста и, что самое важное, по-прежнему отличается очень значительным потенциалом развития. На данном этапе, по экспертным оценкам, широкополосным доступом в России обеспечено около 23 млн абонентов, что позволяет отечественному рынку ШПД получить статус одно из наиболее крупных в Европе. При этом необходимо подчеркнуть, что собственно уровень среднедушевой обеспеченности населения высокоскоростным доступом остается весьма невысоким - только около 12 подключений на 100 жителей, что в среднем в 3 раза ниже аналогичных показателей, характерных для развитых стран. Мы ожидаем, что при условии сохранения более-менее стабильной макроэкономической конъюнктуры в среднесрочной перспективе рынок широкополосного доступа продолжит расти довольно динамично. Отметим, что активное развертывание сетей ШПД является ключевым фактором увеличения проникновения Интернета в России. При этом основными драйверами роста рынка ШПД выступает, в первую очередь, динамичное развитие передачи данных и увеличение спроса на мобильный трафик, в том числе, формирующегося в условиях создания новой экосистемы портативных многофункциональных медиаустройств. Динамичный рост широкополосной сети сопровождается продолжающимися процессами консолидации отрасли – наиболее крупные операторы инициируют сделки M&A, скупая наиболее привлекательные активы на локальных рынках. Мы ожидаем, что дальнейшее укрупнение рынка получит свое продолжение и в 2013 г. Крупнейшие федеральные компании будут доминировать на рынке. Что касается технической части, то, на наш взгляд, решения типа PON или FTTH в среднесрочном горизонте выглядят наиболее перспективно, так как располагают самым большим ресурсом пропускной способности, то есть позволяют обеспечивать самую высокую скорость доступа для конечного пользователя. Относительно расширения государственной поддержки можно отметить, что такие меры, действительно, актуальны. На периферийных рынках с низкой плотностью населения рентабельность коммерческих сетей по объективным причинам формируется на довольно невысоком уровне. Механизмы субсидирования могли бы повысить привлекательность таких проектов для операторов рынка».
Никита Беллер, независимый инвестиционный аналитик
«Совершенно точно, «цифровое неравенство» нужно ликвидировать. Не менее очевидно и что государство должно принимать в этом непосредственное участие - в нынешних условиях, обеспечить хотя бы 75% проникновение услуг ШПД в той же Сибири силами только коммерческих операторов нереально. По самым грубым оценкам, охватить азиатскую части России сетями ШПД стоит порядка $5-10 млрд. Но мало сомнений вызывает и другое - наибольшие перспективы получить контракт на реализацию проекта у «Ростелекома». На стороне оператора играет и государственное участие в капитале (читай: гарантия выполнения задач), и наличие одной из крупнейших российских магистральных сетей и, возможно, фавор со стороны власти. А если «Ростелеком» получит деньги на слишком дорогой для остальных участников рынка проект, он приобретет и возможность раннего выхода на все еще высокомаржинальные региональные рынки, где сможет в условиях нулевой конкуренции предложить универсальную услугу связи. На мой взгляд, разумнее было бы не полностью финансировать строительство сетей ШПД в неохваченных пока регионах, а предложить операторам схему софинансирования в рамках государственно-частного партнерства. Это позволило бы как сократить расход средств Фонда развития универсальных услуг связи, так и способствовать дальнейшему росту рынка».
Кирилл Локтев, руководитель группы исследователей-аналитиков
J’son & Partners Consulting
«В 2011 году, по оценкам J’son & Partners Consulting, проникновение проводного ШПД в России выросло на 8%, в этом году рост проникновения услуги должен составить 6-7%. Цифровое неравенство в России наблюдается в регионах, удаленных от центральной части. Прежде всего, это Юг и Дальний Восток, где строительство линий связи обходиться дороже. Разрыв в проникновении ШПД услуг обусловлен, в первую очередь, недостатком сетевой инфраструктуры, что также сказывается и на стоимость услуг для конечных потребителей».