22 ноября '12
«Ростелеком» направил в Минкомсвязи предложения по совершенствованию УУС
Госоператор предлагает расширить пакет универсальных услуг связи (УУ), включив в него персональный ШПД в Интернет в труднодоступных районах, а для обеспечения равной доступности - инфоматы (многофункциональные информационные терминалы) использовать в качестве пунктов коллективного доступа (ПКД). Инфоматы могут гарантировать как телефонную связь, так и доступ в Интернет и могут быть установлены в каждом муниципалитете России. Осознавая, что средств фонда универсального обслуживания не хватит на расширение списка УУС, в частности предоставление персонального ШПД, компания предлагает частичное финансирование проекта из госбюджета, а на первом этапе сосредоточить усилия на обеспечении персональным доступом в Сеть только в труднодоступных регионах.
В целом представители отраслевого сообщества убеждены в необходимости реформирования фонда, расширении понятия УУ и перенаправлении финансирования из фонда с таксофонов на ШПД. Разделение УУ на индивидуальные и коллективные поддерживает и «Мегафон», который считает, что развитие инфраструктуры для УУ, оказываемых индивидуально, обеспечит весь комплекс услуг: голосовую связь, доступ в Интернет с использованием различных устройств, доступность государственных услуг в электронной форме, удобство пользования, несопоставимое с коллективным терминалом. Оператор также считает, что универсальные услуги должны оказываться на основе принципа технологической нейтральности. Что касается идеи подключить к финансированию фонда государство, отмечается, что такая практика успешно применяется, например, в США и Канаде.
Необходимость реформирования УУ находится на повестке дня в отрасли еще с прошлого года, когда из-за пробелов в законодательстве в 2011 году проведение конкурсов на право предоставления УУ было приостановлено. Проведение конкурса на оказание универсальных услуг связи на территории Центрального федерального округа запланировано на начало 2013 года.
Отраслевые эксперты, отмечая общемировую тенденцию персонализации услуг, поддерживают инициативы «Ростелекома», в том числе расширение списка УУ.
Что касается идеи подключения государства к финансированию программы, то и она была одобрена в экспертном сообществе. Аналитики не исключают, что частичная компенсация государством расходов сотовых операторов по созданию инфраструктуры в малообслуживаемых территориях была бы более эффективным способом решения задачи сокращения цифрового разрыва, чем строительство пунктов доступа в Интернет и прокладка кабеля к таксофонам, которыми почти не пользуются. При этом аналитики напоминают, что программа УУ изначально разрабатывалась с целью подключения социальной ответственности бизнеса. Однако, предложение использования инфоматов в качестве пунктов коллективного доступа былj воспринятj неоднозначно. Эксперты обращают внимание на то, что на практике инфоматы практически не используются.
Справка
Программа УУ существует с 2005 года и курирует ее Федеральное агентство связи (Россвязь). УУ предоставляет 21 оператор, в том числе «Ростелеком» и «Почта России».
Цель программы - телефонизация и интернетизация удаленных регионов, которые являются низкорентабельными для операторов.
Правительство обязало всех операторов перечислять по 1,2% выручки в фонд универсального обслуживания, который компенсирует убытки победителям конкурсов, которые обязались за меньшую плату оказывать населению в труднодоступных регионах обязательный минимум услуг: телефонную связь через таксофоны и интернет-доступ через ПКД.
Эксклюзивные комментарии:
Нелли Матвеева, аналитик
FINAM GLOBAL
«На мой взгляд, в сегодняшних условиях массового распространения мобильной связи и сети Интернет и значительного роста их роли в ежедневных коммуникациях и обеспечении населения доступом к информации, инициатива включения их в список универсальных услуг представляется вполне обоснованной. Что касается, механизмов субсидирования и других вариантов государственной поддержки – они, безусловно, необходимы. И, в первую очередь, для решения социальных задач. На периферийных рынках и труднодоступных территориях с низкой плотностью населения рентабельность коммерческих сетей по объективным причинам формируется на весьма низком уровне, поэтому без субсидий и соответствующей позиции регулятора у операторов рынка практически нет мотивации расширения покрытия этих территорий».
Юлия Волкова, заместитель начальника
АНО «Центр анализа электромагнитной совместимости»
«Прежде, чем принимать то или иное решение, было бы крайне полезно просмотреть реальную статистику использования инфоматов. Подозреваю, что оно практически нулевое даже там, где с доступом в Интернет дела обстоят не очень весело. Весь мир идет по пути персонализации услуг. Возможно, частичная компенсация государством расходов сотовых операторов по созданию инфраструктуры в малообслуживаемых территориях была бы более эффективным способом решения задачи сокращения цифрового разрыва, чем строительство пунктов доступа в Интернет и прокладка кабеля к таксофонам, которыми почти не пользуются. Наверное, уже пора забыть стереотипный образ «доступных услуг» в виде проводного телефона. Сегодня радиодоступ и сотовая связь, зачастую, оказывается дешевле и привлекательнее для пользователя».
Василий Копосов, аналитик департамента инвестиционного моделирования
ИК «Энергокапитал»
«Суть программы УУ не является рыночной и не увеличивает стоимость участвующих в ней компаний для акционеров. Это социальная ответственность бизнеса, возлагаемая на бизнес государством. По всей видимости, инициатива «Ростелекома» в первую очередь направлена на привлечение госфинансирования к программе. В противном случае, едва ли экономический эффект от расширения УУ покроет возрастающие капвложения. Рассматривая «Ростелеком», прежде всего, как участника рынка, мы, конечно, считаем участие в подобных программах негативом для рыночной стоимости эмитента ценных бумаг. И с рыночной точки зрения финансирование программ УУ справедливо осуществлять за счет госсредств».