19 ноября '12

Минкомсвязи субсидирует региональные проекты развития информационного общества

26 ноября Минкомсвязи начнет принимать заявки на конкурс для региональных проектов по информационному обществу. В целом на эту инициативу из госбюджета планируется выделить 670 млн руб., максимальный возможный объем субсидий для отдельного региона - 50 млн руб. Участие в конкурсе смогут принять регионы, которые утвердили программы информатизации и предусмотрели совместное финансирование ИТ-проектов по развитию информационного общества с федеральным бюджетом.
Ранее в апреле 2012 года экс-министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев заявлял о намерении предоставить регионам субсидии на развитие электронного правительства в объеме 25-30 млн руб. При этом главным условием выделения денег было инвестирование такой же суммы из бюджета региона. Кроме того, на получение госсубсидий могли рассчитывать регионы, которым удалось добиться положительных результатов в создании и внедрении системы межведомственного электронного взаимодействия. Интересно, что регионы, продемонстрировавшие свою эффективность в этом направлении и так получали достаточно большие объемы средств для финансирования проектов по информатизации.
Кроме того, отраслевой регулятор разрабатывает возможность развития связи в отдаленных регионах страны с помощью целевого стимулирования операторов государством, которое будет заключаться в возмещении операторам связи половины затрат на прокладку оборудования - потом операторы будут возвращать средства равными частями в течение пяти лет.
Отраслевые эксперты говорят о том, что практика субсидирования правительством программы по сокращению «цифрового разрыва» широко распространена в мире. В России этот процесс стартовал относительно недавно, на протяжении нескольких лет электронный документооборот внедряется в наиболее развитых субъектах. Аналитиков больше волнует то, какие именно регионы получат субсидии и о каких объемах идет речь. В целом, идею о том, что право на субсидии должны получать те регионы, которые предлагают конкурентоспособные идеи и планы их реализации, в экспертной среде поддерживают. Эксперты обращают внимание на необходимость проведения информирования и обучения как самих госслужащих, так и самих граждан, которые являются непосредственными потребителями госуслуг. На сегодняшний день, как отмечают эксперты, ситуация такова, что несмотря на наличие во многих субъектах работающих проектов, мало кто знает об их существовании и о том, как ими пользоваться.
Наибольшие шансы на получение субсидий на развитие информационного общества будут у регионов, имеющих бездефицитные бюджеты, богатые природными ресурсами, а также города федерального значения. Выделенной суммы хватит на 20-25 регионов, среди которых с наибольшей вероятностью будут присутствовать Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Ленинградская область, Татарстан, Тюменская область, Красноярский край, Приморский край. Размер субсидий, о которых идет речь аналитики считают вполне достаточным для достижения поставленных целей. Однако не исключается, что в ходе реализации программы придется выйти за рамки утвержденных сумм.
 


Эксклюзивные комментарии:

Юлия Волкова, заместитель начальника
АНО «Центр анализа электромагнитной совместимости»

«Во всем мире правительства субсидируют программы по сокращению так называемого «цифрового разрыва». Россия в этом ряду - не первая, ни по времени начала субсидирования, ни по его объемам. Вопросы о том, какие конкретно регионы будут субсидироваться и в каких объемах – сегодня можно обсуждать, конечно, но, думаю, ответы – на поверхности. По уму, понятно, следовало бы направить субсидии туда, где доступ в Интернет предоставляется единственным провайдером, который устанавливает на рынке монопольные цены. И создать в этих местах альтернативу в лице, например, «Ростелекома», или любого другого оператора – большого или маленького, имеющего в рассматриваемом регионе готовую инфраструктуру. В этом случае нагрузка на бюджет была бы минимальной, а выгода – максимальной. Но у регулятора могут быть и совершенно иные соображения. Как это происходит с фондом универсального обслуживания, например, конкурсы на получение средств из которого были проведены даже для тех регионов, где дефицита в услугах связи не наблюдается».



Егор Гончарук, аналитик
отдел инвестиционного моделирования ИК «Энергокапитал»

«На протяжении последних нескольких лет электронный документооборот внедряется в наиболее развитых субъектах. В идеале система должна представлять собой единую технологию, с помощью которой каждый гражданин может заказать нужный ему документ или воспользоваться необходимой услугой без лишних простоев в очереди и заполнений повторяющихся анкет. Однако данная процедура требует комплексный подход. Исключительно запуск какой-либо функции в Интернете недостаточно. Необходимо проводить информирование и обучение, как и тех, кто непосредственно осуществляет государственные услуги, так и тех, кто ими пользуется. Сейчас же во многих субъектах проекты работают, но об их существовании и о том, как ими пользоваться практически никто не знает. Что касается информационного общества, то за несколько последних лет необходимость вовлечения граждан в процесс распределения и контроля расхода бюджетных средств подчеркивалось на всех уровнях власти. Обсуждения законов об образовании и о полиции, создание общественных советов, публикация государственных закупок – являются первыми «ростками» информационного общества, и переоценить его практически невозможно. Учитывая, что бюджет Минкомсвязи в 2012 г. составил 13,2 млрд руб., данный конкурс нельзя назвать основополагающим в деятельности министерства. В общем 25 млн руб. является достаточной суммой, не только что бы разработать проект, а для того что бы частично провести комплекс мер для его поддержки и продвижения. В итоге ориентировочно всего 20-25 регионов смогут получить субсидии на развитие информационного общества. С высокой долей вероятности можно говорить, что в их список войдут: Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Ленинградская область, Татарстан, Тюменская область, Красноярский край, Приморский край».



Эльдар Вагабов, аналитик
Фонд Благосостояние

«Я считаю, что проведение региональных конкурсов по «информационному сообществу» является вполне логичным решением: право на субсидии должны получать те регионы, которые предлагают конкурентоспособные идеи и планы их реализации. Думаю, что наибольшие шансы у тех регионов, которые имеют бездефицитные бюджеты и могут реально развивать сектор телекоммуникаций. Понятно, что среди этих регионов будут города федерального значения, а также регионы, богатые природными ресурсами. На мой взгляд, размер предполагаемых субсидий вполне адекватен, другое дело, что, как показывает практика, уже в ходе реализации проектов средств может не хватить. Что касается самой идеи субсидировать и без того небедные регионы, то и эта идея понятна. Федеральное правительство стремится создать максимально комфортные для региональных правительств условия для создания технологических кластеров, которые будут стимулировать экономический рост не только в этих, но и соседних регионах. Трудно сказать, будет ли реализована инициатива в полной мере, учитывая ее масштабность. Среди основных «подводных камней» мы, конечно же, выделяем перспективу выхода за рамки утвержденных бюджетов».








© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов