12 ноября '12

МТС добилась отмены решения об аресте и национализации имущества своей «дочки» в Узбекистане

Апелляционная коллегия Ташкентского городского суда по уголовным делам частично удовлетворила жалобу узбекской «дочки» МТС «Уздунробиты», отменив решение суда низшей инстанции об аресте и национализации ее имущества. Кроме того, суд одобрил просьбу «Уздунробиты» сделать ее гражданским ответчиком по уголовному делу ее менеджеров (которые подавали жалобу), что дает компании возможность участвовать в процессе и самостоятельно обращаться в вышестоящие инстанции. При этом суд потребовал в течение восьми месяцев перечислить в бюджет Узбекистана около $600 млн - денежный эквивалент стоимости ее активов.
МТС планирует добиться снижения присужденных ей выплат. Руководство компании признает, что решение о снятии ареста, безусловно, достижение, но это всего лишь первый шаг на пути к желаемому компромиссу. АФК и МТС намерены вернуть свои лицензии и продолжить работу на местном рынке.
Не исключается, что среди мотивов, легших в основу решения узбекских властей включение политической составляющей с российской стороны и арест квартиры дочери узбекского президента. Аналитики не исключают, что в рамках взыскания с «Уздунробиты» $600 млн имущество компании может быть арестовано и продано, при этом снятие ареста с имущества «Уздунробиты» считают знаком того, что узбекские регуляторы готовы идти на компромиссы. Не исключается теоретическая возможность того, что МТС удастся сократить размер требуемых выплат.
Аналитики убеждены в том, что перспективы МТС на местном рынке полностью зависят от договоренностей, достигнутых на политическом уровне, и немаловажную роль в данном контексте играет эффективность работы лоббистов МТС. С учетом подключения МТС лоббистского ресурса, как отмечают аналитики, шансы на благоприятный исход для «Уздунорбиты» возрастают. В случае, если основной конфликт будет решен в пользу компании, проблем с возвратом ранее изъятых лицензий не будет.

Справка

Летом 2012 года сети «Уздунробиты» были отключены по официальной формулировке за «неоднократные и систематические грубые нарушения и невыполнение предписаний» узбекского агентства связи, в частности, незарегистрированные базовые станции.
В августе компания по решению суда и вовсе лишилась лицензий, а в сентябре Ташкентский городской суд по уголовным делам удовлетворил иск местной генпрокуратуры, которая заявила, что руководство «дочки» МТС участвовало в организации финансовых махинаций, и постановил конфисковать имущество «Уздунробиты». Имущество МТС было оценено судом в $700 млн, включая около $180 млн на счетах. Параллельно генпрокуратура, налоговые и антимонопольные органы Узбекистана предъявили компании и ее менеджерам свои претензии в общей сложности более чем на $1,35 млрд.
Российский Следственный департамент МВД в свою очередь установил, что «Уздунробита» была вытеснена с телекоммуникационного рынка Узбекистана благодаря использованию административного ресурса. На этом основании было возбуждено уголовное дело по ст.178 УК РФ («недопущение, ограничение или устранение конкуренции»). Интересен также тот факт, что в начале ноября был наложен арест на московскую квартиру старшей дочери президента Узбекистана Ислама Каримова. Однако связь ареста и проблемы российской компании в Узбекистане в России отрицают.
 


Эксклюзивные комментарии:

Кирилл Нам, управляющий партнер
Адвокатское бюро «Форум»

«Если остановиться на формальной стороне, то это означает, что имущество узбекской «дочки» МТС на данном этапе национализировано не будет. Но при этом постановлено взыскать с «Уздунробиты» приличную сумму, а именно $600 млн. В рамках взыскания данной суммы имущество может быть арестовано и продано. То есть решение апелляционной коллегии даже нельзя назвать половинчатым. Скорее всего, это некий сигнал узбекских властей о том, что они готовы идти на компромиссы. Сократит ли МТС сумму выплат и удастся ли ей вернуть лицензии, зависит, как представляется, не от суда, а от решения этого вопроса на уровне узбекских властей. Судебные решения могут в этой ситуации только оформлять, закреплять достигнутые договоренности. Очень многое будет зависеть от лоббистских возможностей МТС в России, чтобы обеспечить необходимое давление российских властей на узбекскую сторону. Что касается перспектив работы российской компании на узбекском рынке, то опять же нет сомнений, что здесь все зависит от гласных и негласных договоренностей с узбекской стороной».



Эльдар Вагабов, аналитик
Фонд Благосостояние

«Думаю, что однозначный ответ относительно снятия ареста с «Уздунорбиты» может дать только судья, вынесший это решение. Всем остальным остается только догадываться. Вполне вероятным представляется то, что основной причиной послужил арест квартиры дочери узбекского президента. Нельзя также исключать и то, что власти среднеазиатской республики смогли договориться с оператором связи относительно размера компенсации, которую тот должен будет выплатить. Трудно судить о том, удастся ли компании реально сократить размер требуемых выплат, но такое теоретически возможно. Если причиной пересмотра судебного решения стало включение в игру политического фактора, тогда вероятность более благоприятного исхода для «Уздунорбиты» возрастает. Что касается возврата ранее изъятых у компании лицензий, то этот вопрос вторичен. Думаю, что особых проблем с этим быть не должно, если основной вопрос в конечном итоге будет решен в пользу компании. В общем и целом представляется, что перспективы оператора на местном рынке всецело зависят от политических рисков. Обстановка, откровенно говоря, непростая, и я считаю, что компания наверняка уже не раз задумывалась о возможных путях отступления, например, в форме продажи бизнеса».



Василий Копосов, аналитик департамента инвестиционного моделирования
ИК «Энергокапитал»

«Сложно однозначно оценить итоги заседания апелляционной коллегии Ташкентского суда. Не думаю, что МТС готово принять решение о выплате $600 млн, что эквивалентно более чем половине инвестиций компании в Узбекистан. С другой стороны, радует, что бизнес российской компании узбекские власти более не пытаются национализировать, а значит, в дальнейшем, возможно, еще некоторое смягчение судебных претензий».



Нелли Матвеева, аналитик
FINAM GLOBAL

«Полагаю, что это, конечно, довольно позитивная новость для компании, которая окажет поддержку бумаг. Последствия данного инцидента были весьма негативными для МТС, списания на обесценение активов группы в Узбекистане составили $1,08 млрд, что привело к формированию бумажного убытка в $682 млн и отразилось в финансовых показателях 2КВ и 1П2012 г. Однако с учетом последних событий вполне вероятным представляется возобновление работы. На мой взгляд, несмотря на сохраняющиеся существенные налоговые претензии в среднесрочной перспективе МТС сможет в значительной степени компенсировать понесенные убытки и восстановить операционную деятельности на перспективном рынке Узбекистана».








© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов