7 ноября '12
Никифоров проводит реструктуризацию Минкомсвязи
Министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров упразднил пять департаментов: госполитики в области связи, информационного общества, цифрового ТВ, управления делами и общественных связей.
Предполагается, что функции ликвидированных структур перейдут новых департаментам. Так, например, цифровое телевидение будет курировать создающийся департамент инфраструктурных проектов, а полномочия департамента информации и общественных связей перейдут к департаменту внешних коммуникаций. Департамент управления делами - осуществлял функции в области кадровой политики, организации и контроля документооборота, а также ведения бухгалтерского учета и налоговой отчетности, материально-технического обеспечения деятельности министерства - был создан Никифоровым летом 2012 года вместо ликвидированного административного департамента, и просуществовал всего четыре месяца.
С момента своего назначения Никифоров провел кадровые перестановки в министерстве. Свои места оставили пять замов из команды Игоря Щеголева: Александр Жаров, Олег Духовницкий, Илья Массух, Алексей Малинин, Наум Мардер. В сентябре Никифоров с целью увеличения среднего ежемесячного оклада в четыре раза (до 200 тыс. руб) выступил с инициативой сократить штат министерства почти в два раза, удвоив при этом фонд заработной платы ведомства.
В экспертном сообществе мнения относительно инициатив Никифорова касательно реформирования структуры Минкосвязи достаточно разные. Одни эксперты считают, что ликвидация департаментов сродни «избавлению от балласта», что должно позволить минимизировать бюрократизма. Предложения министра относительно повышения в разы заработанных плат также весьма целесообразно и должно привлечь высококвалифицированных специалистов как на руководящие должности, так и на рядовые позиции.
Аналитики, ссылаясь на политику Никифорова, говорят о нем как о жестком управленце, готовом на непопулярные меры. Такой подход, по мнению экспертов, может стать важным инструментом «упорядочения» отрасли и рынка в целом. Беря во внимание репутацию и авторитет Никифорова в отрасли, аналитики полагают, что реформа ведомства не ограничится одними лишь организационными перестановками. Решение же кадрового вопроса, на котором сосредоточился министр, должно повысить эффективность работы сотрудников и создать четкую систему мотивации.
Однако есть и другое мнение, представители которого считают, что делать выводы об эффективности политики нового министра очень рано, и на сегодняшний день никаких значимых для отрасли результатов нет. Что касается отрасли, то, согласно этой точке зрения, вряд ли инициативы Никифорова будут иметь серьезное влияние на ее функционирование.
Эксклюзивные комментарии:
Никита Беллер, независимый инвестиционный аналитик
«По большому счету, господин Никифоров сделал то, что давно следовало: избавился от балласта. Под нож попали ведомства, чьи функции можно безболезненно передать другим подразделениям Минкомсвязи, уменьшив тем самым бюрократическую волокиту и, в конечном итоге, приведя работу министерства в соответствие с реалиями отрасли. Ну, правда, какой смысл в отдельном департаменте цифрового телевидения, когда фактически оно – рядовой вид СМИ, а технологически – часть комплексных решений (тех самых «инфраструктурных проектов», за которые отвечает департамент, контролирующий теперь цифровое ТВ)? Информационным обществом, как мы помним, с конца лета занимается президентская администрация, а госполитикой - ни много ни мало, Минкомсвязи целиком. К слову, и зарплатные рокировки (напомню, параллельно сокращению штата Минкомсвязи удваивает зарплатный фонд, доводя среднюю з/п до 200 тысяч рублей) – это не в последнюю очередь способ сбросить балласт. У министерства появляется возможность заполучить в свои ряды компетентных высокооплачиваемых связистов, как на руководящие посты, так и в качестве рядового персонала. Остается оной возможностью воспользоваться. Ликвидация лишних департаментов в подшефном министерстве – характерный для Никифорова жест. Введение реестра запрещенных ресурсов, поддержка инициатив по борьбе с «воздушным» монтажом сетей, деятельная борьба за MNP и ряд других мер, принятых и принимаемых министром, показывают его весьма жестким политиком, готовым на непопулярные меры. Однако я не готов осуждать такой подход, несмотря на сложности для отрасли в краткосрочной перспективе и потенциальный рост «коррупционной емкости» телекома: болезненный и рискованный для многих отдельных бизнесов, он может стать важным инструментом «упорядочения» отрасли и рынка в целом. Позиции министра сейчас достаточно сильны – на его стороне ряд уже реализованных проектов, которые продемонстрировали способность господина Никифорова не только говорить, но и действовать, поддержка со стороны высших лиц государства, и отчетливая (как минимум, по меркам отечественной политики) цель».
Денис Кусков, генеральный директор
Telecomdaily
«Насколько эффективна инициатива Никифорова покажет время. Если Минкомсвязи будет справляться со своими обязанностями, то это хорошо, но работы много и не понятно, кто будет работать сейчас. Что касается работы Никифорова в должности министра, то пока здесь больше PR, чем реально проведенных решений. На сегодняшний день, на мой взгляд, значимых и эффективных решений нет. На создание работающего и прозрачного механизма могут уйти годы и не один состав».
Эльдар Вагабов, аналитик
Фонд Благосостояние
«Ничего примечательного в изменении оргструктуры Минкомсвязи, на мой взгляд, нет: новый руководитель ведомства вправе перестраивать работу организации таким образом, чтобы ее эффективность росла. По всей видимости, ликвидация 5 департаментов из 14 ранее существовавших, а также последовавшее после этого перераспределение функций упраздненных департаментов видится новому руководству оптимальным решением в целях достижения ожидаемых результатов. По большому счету, о конкретных результатах говорить пока рано, поскольку новый глава Минкомсвязи вступил в должность относительно недавно. Организационные вопросы – это лишь то, что лежит на поверхности, это не результат, а скорее внешнее проявление процесса. Учитывая репутацию и авторитет Н.Никифорова в телекоммуникационной отрасли, можно предположить, что начатая работа будет продолжена, и реформа ведомства не ограничится одними лишь организационными перестановками. Если рассуждать непосредственно об инициативах Н.Никифорова, то, как представляется мне, он сделал упор на основном, на кадрах. Повышение эффективности работы сотрудников и создание четкой системы мотивации – пожалуй, основная внутренняя задача большинства госструктур. Решение этой проблемы способно если не коренным образом изменить эффективность их работы, то, по крайней мере, способствовать этому».
Анна Зайцева, аналитик
УК «Финам Менеджмент»
«В отсутствии какой-либо официально подтвержденной информации довольно сложно давать какие-либо однозначные оценки. Видимо, основной задачей структурных изменений в министерстве выступает повышение эффективности и оптимизация деятельности отдельных направлений. В частности организация департамента инфраструктурных проектов с учетом стратегических целей министерства в целом выглядит достаточно логично».