1 ноября '12
В московском метро появится комплексная телекоммуникационная инфраструктура
Департамент транспорта и Департамент информационных технологий (ДИТ) Москвы в ближайшее время объявят условия конкурса по строительству комплексной телекоммуникационной инфраструктуры столичного метро. Транспортной сетью для проекта является инфраструктура 3G, что определяет одно из условий конкурса – наличие лицензии 3G.
Регулятор рассчитывает на то, что проект будет реализовываться несколькими операторами, на которых будет возложено его финансирование, в том числе создание необходимой телекоммуникационной инфраструктуры. Основой для всей инфраструктуры будет излучающий кабель, который будет поддерживать все существующие технологии передачи данных. Город в свою очередь готов уменьшить стоимость аренды на размещение сетей связи в метрополитене. Участники рынка оценивают строительство кабеля во всех тоннелях метрополитена, примерно в 2,5-3 млрд руб. Операторы «большой тройки» выражают готовность к сотрудничеству с конкурентами в рамках проекта. Консолидация усилий позволит снизить затраты на строительство инфраструктуры, а также значительно ускорить сроки реализации проекта по внедрению Wi-Fi в метро – до полутора-двух лет.
Инициатива создания в московской подземке комплексной телекоммуникационной инфраструктуры в экспертной среде считается весьма актуальной. У аналитиков не вызывает сомнений, что победителями конкурса будут операторы «большой четверки».
Возврат инвестиций, по мнению аналитиков, вопрос неоднозначный, во многом в силу того, что речь идет о достаточно небольшой аудитории, на которую ориентирован данный вид услуг. При этом, несмотря на затратность проекта, эксперты подчеркивают, что для представителей «большой четверки» инвестиции в проект оправданы в первую очередь с точки зрения сохранения баланса сил на рынке и недопущения на него конкурентов.
Справка
Столичный филиал «Мегафона» построил опытную зону Wi-Fi на участке Серпуховско-Тимирязевской линии от станции Менделеевская до станции Боровицкая. В феврале 2012 года «Вымпелком» организовал тестовую зону Wi-Fi в двух составах Сокольнической линии. В марте 2012 года МТС развернула тестовую Wi-Fi-зону в пределах Кольцевой линии (точки доступа были установлены в новых вагонах московской подземки типа «Русич»). Правительство Москвы заявило, что в случае успешного прохождения тестового периода через три-четыре месяца операторам «большой тройки» разрешат покрыть Wi-Fi-сетью всю подземку. Операторы в свою очередь отмечают тенденцию роста трафик в подземке за последние два года.
Эксклюзивные комментарии:
Нелли Матвеева, аналитик
FINAM GLOBAL
«На мой взгляд, развитие современной телекоммуникационной инфраструктуры на городском транспорте и, в том числе, организация мобильного доступа к сети интернет в метрополитене – задача, несомненно, достаточно актуальная. У потребителя услуга, полагаю, могла бы пользоваться высоким спросом, одновременно, это позитивно повлияло бы на престиж городского транспорта. В реализации подобного проекта могут быть заинтересованы, в первую очередь, крупнейшие операторы связи – игроки «большой тройки» и «Ростелеком». Прежде всего, интерес представляет, конечно, значительный объем трафика, который могут генерировать пассажиры метро. Вероятно, речь пойдет о реализации проекта пулом партнеров с возможностью дальнейшего совместного использования инфраструктуры. Однако рассуждать о сроках внедрения и объемах инвестиций пока довольно сложно».
Эльдар Вагабов, аналитик
Фонд Благосостояние
«Учитывая общий пассажиропоток московского метрополитена и фактическое отсутствие в подземке устойчивой мобильной связи, идея развертывания инфраструктуры, позволяющей абонентам получать полноценные услуги связи, представляется мне вполне разумной. Если рассуждать о возможных условиях конкурса, то основными параметрами будут сроки реализации проекта, а также стоимость работ. Понятно, что победителями конкурса будут компании «большой четверки», обладающие необходимой для этого инфраструктурной базой и способные предложить оптимальное ценовое решение за счет масштабов своих операций. Углубляясь в вопрос относительно сроков реализации проекта, можно с уверенностью сказать, что сами работы займут не менее 2 лет. Проект действительно осложняется тем, что операторы смогут работать лишь ограниченное время, пока подземка не принимает пассажиров. Другим «тормозящим фактором» будет являться координация работ: сложности в процессе взаимодействия операторов друг с другом. Что касается совокупной стоимости проекта, то она будет варьироваться в зависимости от того, в каком объеме организатор конкурса захочет получить услуги. Понятно только одно: сумма будет измеряться десятками миллионов долларов».
Василий Копосов, аналитик департамента инвестиционного моделирования
ИК «Энергокапитал»
«Проект, безусловно, интересен для пользователей и затратен для телекоммуникационных компаний. Причем целевая аудитория данного нововведения пока останется весьма узкой. В этой связи ключевым вопросом является то, каким образом планируется окупить вложения. Фактически наличие технологической возможности обустроить метрополитен инфраструктурой не оставляет компаниям «большой тройки» иных вариантов, кроме как вступить в этот проект с неявным экономическим потенциалом. Причем основной целью инвестирования является в данном случае недопущение возможности перераспределения долей рынка в пользу конкурентов».