1 октября '12
Николай Никифоров предлагает вдвое сократить численность сотрудников Минкомсвязи
Министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров, считая кадровую политику подконтрольного ему ведомства «неэффективной», обратился к премьер-министру Дмитрию Медведеву с предложением сократить количество служащих в Минкомсвязи до 250 человек. Предложения Никифорова направлены Дмитрием Медведевым через руководителя аппарата правительства Владислава Суркова в Минтруд, Минфин и Минэкономразвития.
В рамках свое инициативы, министр также намерен поднять зарплату оставшимся сотрудникам и усилить «кадровый состав министерства специалистами высокой квалификации». Так, зарплатный фонд министерства (с учетом начислений) предлагается увеличить в 2013 году с утвержденных 298 млн рублей до 608 млн рублей. В настоящее время в Минкомсвязи работают 453 человека, из которых 124 человека находятся не в штате. Предельное количество служащих должно составлять не более 408 человек.
Представители экспертного сообщества отмечают, что кадровая реформа Никифорова, по сути, первое важное решение молодого министра за четыре месяца его работы руководителем ведомства. То что, с момента его назначения прошло некоторое время, прежде чем стали появляться масштабные идеи, по мнению аналитиков, свидетельствует о том, что ситуация была взвешена и проанализирована. При этом оценивать эффективность работы Никифорова эксперты не торопятся, предпочитая подождать реальных результатов. Предлагаемые Никифоровым меры подразумевают достаточно кардинальные изменения в работе министерства, что потребует проведения всестороннего анализа этого вопроса.
Что касается непосредственно предложений Никифорова, то в экспертной среде в принципе поддерживают идею повышения зарплат. Однако аналитики обращают внимание на то, что Минкомсвязи все равно будет крайне сложно конкурировать за высококвалифицированные кадры с коммерческими структурами. С учетом того, что ведомство все-таки является бюрократической структурой, повышение зарплат может повысить привлекательность работы в министерстве для «своих», а высококлассным специалистам без нужных связей попасть туда будет очень проблематично. Отрасль связи является одной из самых привлекательных с точки зрения зарплат, быстрыми темпами идет развитие технологий. В силу этих причин отраслевые эксперты полагают, что «аппаратный костяк» вряд ли способен продемонстрировать высокий уровень компетенции и быстро реагировать на потребности рынка.
Эксклюзивные комментарии:
Нелли Матвеева, аналитик
FINAM GLOBAL
«Надо понимать, что данные нововведения мало затрагивают кадровую политику как таковую, то есть то, что определяется действующим министром и его командой – назначение на ключевые позиции, связанные с некоторым аппаратным весом и влиянием на реальные процессы. В то же время в Минкомсвязи, как и в любом другом министерстве, есть «подводная часть айсберга» - технические сотрудники, должности которых не являются предметом административной борьбы и лоббизма. Это, как правило, чистые профессионалы, не входящие ни в какие аппаратные кланы. На них, собственно, вся система и держится, поскольку только они имеют реальное представление о том, как работает система, как и что нужно сделать, чтобы добиться реальных результатов. Как правило, большинство этого аппарата составляют женщины, в силу различных личных и семейных причин согласные работать за небольшую зарплату. Основное ядро этого аппарата составляют люди, начавшие работать еще в советские времена и, с поправкой на уход старых поколений и приход новых, сохранившие достаточно высокую эффективность. Их позиции не привлекали людей, составляющих часть каких-то «команд» и кланов, поскольку не очень высоко оплачивались и требовали умения делать реальное дело. Но, с другой стороны, такая система, оправдывающая себя во многих сферах, в сфере информационных технологий работает хуже – зарплаты по отрасли весьма высоки, технологии развиваются стремительно – все это не позволяет рассчитывать на высокий уровень компетенции этого аппаратного костяка. Пока в принципе рано делать выводы о работе Никифорова на новом посту, поскольку четыре месяца – это тот срок, который требуется новому министру только на ознакомление с доставшимся хозяйством, осмысление масштаба поставленных задач, разработки предварительного плана работы. В случае с Никикфоровым надо осознавать также то, что он попал в чуждую для него среду столичных аппаратчиков и получил работу, по масштабам существенно превосходящую ту, с которой ему приходилось сталкиваться в Татарстане. Идея кадровой реформы – чуть ли не первое значительное действие нового министра. Возможно, это и хорошо, что он не начал рубить с плеча раньше, предпочтя сначала оценить проблему. В отрасли его фигуру оценивают по-разному, но в этих оценках, как правило, больше соображений групповой лояльности, чем объективных оснований. Я бы не стал спешить с оценками. Конечно же, для того, чтобы привлечь людей, хоть что-то понимающих в сфере IT, повысить зарплаты необходимо. Однако надо понимать, что как ни поднимай зарплаты, Минкомсвязи не сможет конкурировать за лучших специалистов с коммерческими структурами. В то же время министерство останется бюрократической структурой со всеми вытекающими, а повышенные зарплаты сделают должности в нем привлекательными не только для трудолюбивых аппаратных пчелок, но и для склонных искать синекуру благодаря своим связям клановых трутней. Если новому министру удастся отделить зерна от плевел, он, возможно, сможет повысить эффективность своего ведомства».
Денис Кусков, генеральный директор
Telecomdaily
«Идея Никифорова сократить количество служащих в Минкомсвязи не плохая, позволит сделать работы более качественной, поскольку люди будут держаться за свои места, с другой стороны, не понятно хватит ли сокращенных ресурсов для выполнения всех задач стоящих перед министерством. Эффективность кадровой политики Минкомсвязи в ее нынешнем составе оценивать пока рано, так как еще особенного ничего не сделано. Никифоров запустил несколько проектов, которые пока не вылились пока в то, что реально сделанное. Надо подождать. Эффективными направлениями являются сокращение цифрового неравенства, выявление проблемных точек развития. Главное, чтобы везде соблюдался баланс. Решения должны быть взвешенными и продуманными, должны быть предусмотрены все потенциальные риски и угрозы. Уже видно, что проблема с LTE пока не решена и далека от идеала».
Эльдар Вагабов, аналитик
Фонд Благосостояние
«Предложение Минкомсвязи - пожалуй, единственная инициатива чиновников за последние несколько лет, которая меня действительно порадовала своим деловым подходом к работе. Я полностью разделяю мнение Никифорова о том, что один эффективный работник может заменить несколько людей старого, «советского типа». Естественно, за более высокие трудовые достижения таким людям необходимо платить больше, причем хороший линейный специалист может зарабатывать столько же или даже больше своего руководителя, выполняющего исключительно административные функции. Думаю, что не ошибусь, если скажу, что 99% госорганов уступают по эффективности своей работы частным структурам, ориентированным на извлечение прибыли на рыночных условиях. В этом отношении Минкосвязи в нынешнем виде этой структуры вряд ли является исключением. По большому счету, Никифоров работает в ведомстве совсем недавно, и явных результатов его работы пока не видно. Если ему удастся претворить в жизнь идею о кадровой реформе ведомства, это можно будет назвать первым существенным достижением Никифорова на посту главы Минкомсвязи. Несмотря на то, что работа ведомства должна стать более эффективной, на отрасли в целом это вряд ли отразится кардинальным образом, поскольку задействованными в игру оказываются и прочие структуры, работа которых не претерпит никаких изменений, и которые будут тормозить весь процесс».