13 сентября '12

Спутники до востребования


Никита Беллер

, независимый инвестаналитик

 

Перспективы интернетизации России
 
На прошлой неделе в СМИ появилась новость о заморозке проекта по обеспечению дальних регионов России спутниковым Интернетом. Министр связи Николай Никифоров объяснил ситуацию тем, что исполнители пока не представляют, как вывести услугу на рентабельность, а государство не готово финансово участвовать в проекте без внятной коммерческой стратегии. И хотя министр признает, что в будущем ситуация может измениться, что-то подсказывает - бюджетного спутникового интернета по этой программе сибирякам не видать.
Проект, в 2010 году одобренный комиссией по модернизации и технологическому развитию при президенте РФ, был весьма амбициозен. Четыре спутника с направленными на Сибирь и Дальний восток передатчиками в мало освоенном пока K-диапазоне и наземная инфраструктура должны (были) обеспечить жителям отдаленных регионов доступ в Интернет на скорости от 512 килобит до 15 мегабит в секунду по тарифам, сопоставимым с расценками обычных фиксированных провайдеров. Конечная цель - более двух миллионов семей, избавленных от «цифрового неравенства», а также рентабельный оператор спутниковой связи к 2019 году.
Совокупная стоимость проекта - порядка 35 млрд рублей, 13,5% от которых предполагалось выделить из федерального бюджета, а оставшиеся 86,5% должны были обеспечить частные инвесторы. Но слишком уж мало у проекта шансов привлечь 30 с небольшим миллиардов рублей частного капитала.
Несмотря на стоимость, масштабы и некую эксклюзивность географического и технологического свойства, проект по обеспечению отдаленных районов страны спутниковым интернетом можно рассматривать только в контексте рынка фиксированной связи. Сами посудите: единственная услуга, ориентированная на домашнее использование и не сопровождаемая VAS - словом, обычный провайдинг ШПД.

 


  В нынешнем виде проект интернетизации отдаленных уголков едва ли будет претворен в жизнь хоть когда-нибудь

 
Стоимость проекта тоже без труда экстраполируется на рынок фиксированного доступа. При целевом объеме негосударственных инвестиций в размере 30 миллиардов рублей, и запланированной базе из 2,2 млн абонентов, за каждого пользователя частный капитал должен будет заплатить порядка 12-13 тысяч рублей. Это те же $400, которые принимаются сейчас за верхнюю границу стоимости одного пользователя при оценке операторов фиксированной связи.
По ряду факторов абонент спутникового Интернета где-нибудь в Сибири привлекательнее для оператора, чем абонент фиксированной связи в крупном городе. Во-первых, он не уйдет через месяц к конкурентам - не к кому. Во-вторых - он не нагрузит внутреннюю инфраструктуру: спутниковая «последняя миля» не располагает к использованию пиринговых сетей, так что модернизировать оборудование для пропуска петабайт трафика между абонентами не потребуется. И последнее - к Интернету можно подключить такую принципиально недоступную для оптоволокна часть населения, как кочующие оленеводы.
Однако этих плюсов, мягко говоря, маловато, чтобы уравновесить все недостатки проекта в той версии, в которой он был принят два года назад. Например, восьми-девятилетний срок окупаемости. Городской оператор фиксированной связи выходит на рентабельность в среднем за три-пять лет - тем дольше, чем выше конкуренция на локальном рынке. При этом программа по обеспечению интернетом отдаленных регионов страны, реализуемая в регионах, где конкуренции, по сути, нет, обещает окупиться за вдвое больший срок. Интересно, насколько отодвинется дата выхода в операционный ноль, если за слабо охваченные ШПД области возьмутся сотовые операторы или крупные игроки рынка фиксированной связи? Очень показательная в этом плане картина рынка в Махачкале и ее сателлите Каспийске, где стоимость доступа в Интернет (и, соответственно, маржа операторов) упала в разы с приходом «Суммы Телеком» и развитием 3G-сетей «большой тройки», и продолжает снижаться сейчас.

 


Спутниковый Интернет  - самый перспективный способ пошатнуть «цифровое неравенство» в краткосрочной перспективе, и единственный путь интернетизации отдаленных регионов в массовом порядке 

 
К слову о конкурентах: как только они появятся, у оператора спутниковой связи возникнут действительно большие проблемы. Как бы не был прекрасен спутниковый интернет, когда необходимо в кратчайшие сроки и с минимально возможными затратами предоставить доступ к телекоммуникационным услугам на площади в десятки тысяч квадратных километров, в одном он катастрофически уступает «наземным» технологиям - в возможности модернизации. В силу того, что ключевой элемент инфраструктуры спутниковой связи находится на геостационарной орбите, стоит несколько миллиардов рублей и обеспечивает доступ в сеть, по меньшей мере, нескольким тысячам абонентов, проводить апгрейд сети «малой кровью», постепенно и недорого, не выйдет. И все эти, полученные по четыреста долларов штука абоненты, торжественно смоются от «тарелочного» оператора к сотовому или фиксированному, как только тот предложит более привлекательные скорости по той же цене - если, конечно, спутниковый провайдер не найдет лишние 5-6 млрд рублей на разработку, производство и вывод на орбиту более совершенного аппарата. В противном случае, реальная цена доли в тридцатимиллиардном активе упадет в лучшем случае до безрадостного «стоимость материальных активов минус амортизация минус долги».
Не дает поводов для оптимизма и предполагаемая модель распространения услуги: чтобы стать абонентом спутникового провайдера, необходимо будет купить комплект принимающего оборудования за 8 тысяч рублей. Меж тем, для целевой аудитории, представленной жителями малых населенных пунктов, это ощутимая сумма - за пределами сырьевых регионов Сибири и Дальнего Востока (к слову, уже охваченных сетями связи), средняя заработная плата находится на уровне 13 тысяч рублей. Такая ценовая политика делает цифру в 2,2 млн абонентов из 15,5 млн жителей Западной Сибири малореалистичной.
По большому счету, с самого начала идея обеспечить отдаленные регионы РФ спутниковой связи оказалась заложником ситуации. Проект, разработанный как социальный и обладающий неясными коммерческими перспективами, поставлен в зависимость от абстрактных частных инвесторов, каковые, разумеется, заинтересованы в экономической целесообразности решения намного сильнее, чем в его гуманитарной функции. Единственное же, что могло бы хоть как-нибудь стимулировать приток инвестиций - государственная поддержка и, соответственно, гарантии развития спутниковой программы - отложено до появления тех самых коммерческих перспектив, которые заведомо ограничены жесткими требованиями к модели и условиям продажи.
При этом сложно отрицать, что спутниковый Интернет - самый перспективный способ пошатнуть «цифровое неравенство» в краткосрочной перспективе, и единственный путь интернетизации отдаленных регионов в массовом порядке. Вопрос в бизнес-модели, способной обеспечить ему рентабельность, и, более конкретно, в способе применения спутниковой связи.
Нестабильная среда передачи данных, значительные задержки в их доставке абоненту, дороговизна клиентских устройств и сложности с организацией двустороннего канала связи делают спутник не лучшей технологией для «последней мили». Так зачем использовать ее в этой функции? Гораздо эффективнее возложить на спутниковую связь функцию магистрального канала, и продавать не узкую полосу конечным абонентам, а широкую - местным операторам связи, каковые не замедлят появиться, как только доступ к относительно недорогому спутниковому траффику будет открыт.
Самое интересное, что такая смена курса даст проекту обеспечения Сибири и Дальнего Востока доступом в интернет не только коммерческую эффективность, но и качественную реализацию первичной задачи. Возможность подключиться к Интернету по Ethernet, Docsis или ADSL снизит порог вхождения в услугу, и стимулирует рост местных телекомов - тем более, что в первые год-полтора те смогут рассчитывать на все преимущества локальных монополистов и получать традиционно высокую на растущих рынках прибыль.
Еще одно стратегическое направление - сотрудничество с добывающей промышленностью. Спрос на услуги удаленной телеметрии, видео- и голосовой связи, а также организации доступа в интернет для штата дальних месторождений, поисковых и геологоразведочных партий велик, но пока не может быть удовлетворен: из гражданских системы спутниковой связи в Сибири и на Дальнем Востоке гарантированный прием сигнала обеспечивают только дорогостоящие Inmarsat и Iridium, которые, к тому же, не предоставляют доступа в Интернет на скоростях выше 492 кбит\c.
В конце концов, РТКомм, который выступает в роли флагмана этого проекта, может обратить себе на пользу и возможную экспансию в отдаленные уголки страны операторов сотовой связи. Причем дважды: в аренду могут быть с прибылью сданы и каналы для подключения базовых станций GSM\UMTS\LTE\CDMA, и частоты для развертывания MVNO на базе спутниковой связи - тем более, что российских операторов спутниковой телефонии пока не существует, а использование партнерской инфраструктуры для оказания собственных услуг «большая тройка» уже успешно опробовала на базе LTE.
В нынешнем виде проект интернетизации отдаленных уголков едва ли будет претворен в жизнь хоть когда-нибудь. Однако, спутники «Экспресс АМ-5» и «Экспресс-АМ6», которые должны нести на себе передатчики для организации каналов связи все равно будут запущены. Судя по всему, отправится в космос и спутник «Восточный», проектирование которого уже было профинансировано из федерального бюджета (в общей сложности, в программу интернетификации уже вложено 500 млн рублей) - но оборудование просто будет ждать на орбите, пока не появится новая идея, как решить проблему «цифрового неравенства». И это правильно: проект, появившийся в 2010 году на очередной волне интереса к спутниковому Интернету и при активной поддержке неравнодушного к новым технологиям Президента Дмитрия Медведева, указал, в каком направлении нужно двигаться российским телекоммуникациям, но не дал конкретного ответа на вопрос, как это сделать.
И знаете, что хорошо? Его заморозили сейчас, пока оставшиеся 4,2 млрд рублей не были потрачены впустую.

 







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов